Черные дыры, или Почему в районах плохо топят
Естественно, в связи с этим в СМИ появляются различные публикации. От информационно-сдержанных: “угля осталось на несколько дней”, до гневно-обличительных: “районы ждет смерть!”. Последние участились в преддверии недавно прошедших выборов депутатов областного Собрания и глав муниципальных образований. И понятно почему. Многие были не прочь с помощью громких заявлений заработать дешевый политический рейтинг.
Но стоит ли говорить, что до сути в этих досужих размышлениях и выкрикиваниях мало кто хотел добраться. Объяснить людям истинное положение дел куда сложнее, чем заниматься популизмом. Легче кричать: “держи вора!” или “дерут с нас в три дорого!”, обвиняя своих политических конкурентов.
Однако, человеку здравомыслящему (имеются в виду люди, у которых яркие кричащие пятна, выставляемые напоказ, вызывают как минимум чувство брезгливости) понятно, что все не так однозначно и просто. Комплекс жилищно-коммунальных болячек включает в себя слишком много самых разных аспектов. От понятных всем: “все изношено” и “нет средств”, до тех, что скрываются за рядом экономических показателей, не совсем понятных простому человеку.
ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА
С одной стороны, каждая семья, живущая не первый год в доме с печным отоплением, четко представляет, сколько на зиму нужно дров. Знает, сколько они стоят, и, учитывая свой доход, запасается ими, чтобы прожить зиму в тепле. И, как правило, заботится об этом заранее. Конечно, мало кто при этом ведет расчеты, арифметика тут несложная.
Но в масштабах системы ЖКХ муниципального образования без экономических обоснований не обойтись. Здесь математика несколько посложнее будет, но не настолько, чтобы не разобраться.
Для того, чтобы система отопления в районе нормально функционировала, необходимы определенные условия. Прежде всего, должно быть известно, какое количество топлива нужно, сколько зарплаты надо заплатить машинистам, кочегарам, слесарям и др., какие имеются сопутствующие затраты и так далее. Ну и, конечно, чтобы все это работало, необходимы деньги. Поэтому нужно четко представлять, откуда они, собственно говоря, возьмутся. Какую часть заплатит население и другие потребители, сколько компенсирует областной бюджет, а что надо искать самим. Чтобы поставленная задача была выполнена в реальности, она должна быть реализована в расчетах.
Кто-то возразит: на бумаге все далеко не так, как в жизни. Как учесть внезапно поврежденное или сворованное оборудование. Как предугадать каждую проблему и аварию, которые возникнут в течение отопительного сезона. Как предотвратить запой рабочего? С одной стороны, все это так.
Но с другой - если уже на бумаге экономические расчеты выполнены с массой ошибок, никакая система не сможет нормально работать - это точно. Если кто-то посчитал, что на уголь надо будет потратить 60 миллионов рублей, в то время, как на самом деле - 90, денег на топливо не хватит. А если еще и тарифы неправильно рассчитаны, доходы свои неверно прикинуты... Тут никакая система не сможет нормально работать, даже самая новая. Что уж говорить о нашей, на ладан дышащей.
С экономической точки зрения все должно быть точно: есть расходы, и есть доходы. Даже если предприятие работает с убытком, должно быть понятно - где дыра? Обнаружив ее, можно вовремя принять соответствующие меры... Но, оказывается, во многих районах области экономисты предприятий ЖКХ этих черных дыр не видят! Хромает жилищно-коммунальная арифметика!
Специалисты департамента ЖКХ и энергетики администрации Архангельской области разводят руками: “Порой, муниципальные образования присылают нам такие отчеты... Просто бред! Такое ощущение, что цифры просто с потолка взяты”. Неясность в экономике ЖКХ является сегодня одной из главных причин бедственного положения в этой сфере, наряду с большим износом оборудования котельных, тепловых сетей и неплатежеспособностью населения.
ГЛАЗА КОЧЕГАРА
В конце ноября глава администрации Няндомского района Виктор СИВКОВ во всеуслышании сделал неутешительный прогноз: “скоро вымрем, как мамонты”. И не так давно приступивший к работе директор департамента ЖКХ и энергетики администрации области Владимир Котлов и корреспондент нашего издания отправились в командировку в Няндому. Познакомится, так сказать, с положением дел на месте.
Сразу заметим, что Няндомский район к безнадежно отстающим “двоечникам” не относится. Однако, в квартирах людей все же где-то не жарко, а где-то и вовсе очень холодно. В декабре жители нескольких домов даже подали в суд...
Котельные в разных частях города объединяет отсутствие запасов угля. Небольшие его кучки тают прямо на глазах. Вот-вот должно подойти несколько вагонов, а до тех пор придется занять у железной дороги...
Большую часть городских котельных, оставшихся городу от различных ведомств, сейчас постепенно закрывают. Их оборудование совсем изношенно, толку почти никакого - коэффициент полезного действия стремится к нулю. Топливо вылетает буквально в трубу, а в домах по-прежнему холодно. Все это как будто отображается в глазах кочегаров. В них пустота, безнадега и осознание бесполезности своего тяжелого труда, который почти бесследно сгорает в доисторической топке вместе с очередной порцией плохого угля. Пару недель назад он кончился… Чтобы не замерзнуть, топливо привезли с Савинского цементного завода. Уголь был такого качества, что по дороге через всю Россию из-за сырости и морозов превратился в монолит. Долбить его - приятного мало. Работка, в пору запить с тоски… Кстати, справедливости ради отметим, что около полудня ни в одной котельной, пьяным никто замечен не был.
В этом году в Няндоме начали реализовывать программу энергосбережения. Малоэффективные котельные закрываются, дома подключают к мощной котельной птицефабрики, которая больше похожа на мини-ТЭЦ. Для этого построено 7 км новой теплотрассы, оборудован современный тепловой узел...
Понятное дело, обошлось все это в копеечку, вернее - в миллионы. Но в будущем, вложения обязательно окупятся.
Котельная птицефабрики не вызывает такого удручающего впечатления как описанные выше. Себестоимость выработанной здесь гигакаллории тепла получается гораздо меньше, но... Уголь, который сегодня поступает в Няндому, не соответствует даже низкому качеству дешевого топлива. В топке его сгорает гораздо больше, чем запланировано, что увеличивает себестоимость тепла. Уголь отправляли на экспертизу в Архангельский государственный технический университет – его характеристики оказались примерно на четверть ниже, чем заявленные в сопроводительных документах.
Но никуда не денешься. Хорошего топлива сейчас на шахтах немного, а желающих приобрести его по предоплате хоть отбавляй, поэтому Няндомский район, средства которого ограничены, вынужден довольствоваться тем, что поставляют в долг. Хотя претензии к поставщику – «Архоблтоппрому» - следовало бы все-таки сформулировать...
Работники котельной жалуются на плохое качество угля и низкую зарплату в... 6-8 тысяч рублей, что не совсем понятно. Впрочем, ее постоянно задерживают, и мужики грозятся бросить все “к чертовой матери, и тогда здесь точно все накроется, работать некому будет”. Тут в разговоре всплыл довольно любопытный факт: начальнику местной службы занятости населения дали нагоняй за плохую работу - не смогли освоить выделенные деньги! Так сказать, план по безработице не выполнили...
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
После “экскурсии” Владимир КОТЛОВ и Виктор Сивков перешли к экономической части. Оказалось, что денег на топливо уже в самом начале 2005-года скорее всего не будет. Если не вмешаться…
Но посмотрели документы, и выяснилось, что не сходится простая формула: 66 +24 + 10 = 100. Где 66% - это платежи потребителей за коммунальные услуги, 10% - компенсация из областного бюджета, а 24% - затраты муниципального образования на погашение убытков предприятий ЖКХ. 100% - это как раз и есть те самые доходы, которые в частности должны идти на покупку топлива.
Оказалось, что население платит гораздо меньше, чем 66%. И дело тут не только в том, что злодеи попросту не оплачивают счета. Во многих няндомских домах стоят счетчики, которые фиксируют совсем не то количество тепла, которое производят котельные. И это правильно - люди не должны платить за услуги, которых нет.
Кроме того, некоторые технико-экономические показатели оказались несоответствующими действительности. Например, необоснованно занижен норматив, по которому отапливается квадратный метр жилья. Или завышены доходы предприятий ЖКХ, к которым отнесены внутриорганизационные расчеты. То есть, скажем, транспортный выставило счет другому подразделению предприятия за предоставленную технику. Но ведь деньги-то общие - “жэкэхашные”, и доходом их считать нельзя.
Простой пример – семья из трех человек, где доходы отца и матери – это зарплаты, а доход дочери – стипендия и еще карманные деньги, которые дают ей родители. Если средства каждого просто сложить, то получится, что они вместе зарабатывают больше, чем на самом деле. Ведь карманные деньги дочь берет у родителей. Рассчитывая семейный бюджет таким образом, они рискуют плохо кушать…
А в масштабах предприятия, неучтенные гигакаллории тепла превращаются в десятки миллионов рублей, которых и не хватает на топливо. Из-за того, что большие деньги, плохой уголь, заниженные нормативы, некомпенсированные льготы, завышенные доходы, и огромные расходы складываются и вычитаются с ошибками. И еще раз повторимся, в Няндоме ситуация далеко не самая худшая. В некоторых районах деньги улетают и вовсе не пойми куда. Так должны ли компенсироваться убытки этих черных дыр за счет областного бюджета?
Игорь БЕРЕЗИН,
Специально для ИА «Русский Север»
Фото: http://to.baikal.ru/Photo/Photo_f20.htm