Реформирование лесного хозяйства России беспокоит общественные организации
В своем выступлении он озвучил видение «лесных реформ» природоохранными неправительственными организациями. Ярошенко отметил, что реформы в области лесного хозяйства проходят в нескольких направлениях. С 1 января 2005 года в силу вступил закон N199, статья N7 которого касается лесного кодекса. Вследствие чего кодекс должен быть изменен. Не прошло и месяца после принятия закона, как был внесен очередной проект кодекса. А до принятия 199 закона был разработан закон N122, более известный как «закон о монетизации», но включающий и правки для лесного кодекса. «Таким образом, есть три закона, не совместимые друг с другом. Это показывает, что лесные реформы проводятся у нас «без царя в голове». Ярошенко прокомментировал ряд основных изменений, содержащихся в законе N199. Во-первых, он предполагает, что функции по лесной охране передаются Росприроднадзора, исключаясь из структуры федерального агентства по лесному хозяйству. А в лесном кодексе сохраняется статья, согласно которой лесхозы имеют функцию охраны, которая, однако, позволяет им только выявлять и фиксировать нарушения. Проблема здесь в том, что штатный состав органов Росприроднадзора невелик (около 3 тысяч человек в стране). Так что количество работников лесной охраны снизится раз в 30 и будет так, что на 4-5 лесхозов будет приходиться только один человек. Такая система, по мнению Ярошенко, работать не будет – в прошлый год Росприроднадзор обнаружил порядка 300 преступлений в лесном хозяйстве страны, а до суда дошло только 27 дел. Вряд ли такие показатели напугают нарушителей. Другое изменений – сельские леса передаются в ведение субъекта федерации. Суть этого нововведения в том, что на уровне региона придется создавать органы, отвечающие за управление сельскими лесами. Финансирование их пойдет за счет субвенций федерального бюджета. Предварительно, на год на всю страну перечисляется около 700 млн. рублей. То есть, на один гектар леса пойдет мизерная сумма рублей в 17. Правда, Архангельская область получит большие суммы, так как входит в десятку самых лесистых регионов страны. «Вообще, по нашей оценке, эти деньги раз в 10 меньше реальной потребности содержания сельских лесов, в которых, известно, царит большой беспорядок», - заметил Ярошенко. Следующее «законное» изменение – с первого января пожары в лесах будут тушить субъекты. Прежде регионы были ответственными только за подготовку и координацию действий по тушению. Сейчас вся мера ответственности переляжет на субъекты, но за федеральные деньги. Пока предполагается на эти цели направить около 500 млн. рублей. То есть на гектар достанется опять же мизер – 50 копеек (если учесть только охраняемую территорию – 70-80 копеек). На основе опросов, проведенных экологами, при пожарах средней степени денег выделяется меньше раза в 3-4, при больших пожарах – в 10 раз. «Дележка» «пожарных» средств, по словам Ярошенко, идет уже сейчас. Еще одно крупное изменение, связанное с законом N199 – право распоряжения лесным фондов (например, в отношении проведения конкурсов) передается федеральному лесному агентству с участием представителей региональных органов власти – понятно, что у последних не будет права решающего голоса. «Что будет дальше – это вопрос из области «прогноза погоды», - заметил Ярошенко. По его словам, в результате реформ тысячи лесников сейчас оказались в «подвешенном положении». В мае, скорее всего, будет предложена новая структура управления лесным хозяйством. Вероятнее всего, сохранятся крупные межрайонные лесхозы, а остальные будут акционированы. Это приведет к сокращению количества работников лесхозов. От нынешнего списочного состава останется только 20-25% работников.