Накануне принятия в Москве нового Лесного кодекса, съезд продемонстрировал уровень осмысления проблем лесного хозяйства на местах. Рядовые лесничие устали от безденежья, технического упадка и законодательной неразберихи, таков лейтмотив выступлений тех докладчиков, которые вышли на трибуну съезда прямо из леса. Руководитель агентства лесного хозяйства по Архангельской области и НАО Виктор Гладышев попросил коллег «не паниковать», передает корреспондент ИА «RUSNORD».
«Сегодня лесник получает зарплату, размер которой тянет, разве что, на пенсию. Зачастую получается, что мы работаем ради работы», – прямодушно заявил лесничий Устьянского лесхоза Николай Болгов.
Декан лесохозяйственного факультета АГТУ Александр Бахтин отметил, что далеко немногие молодые люди стремятся попасть на работу в лесхозы, а профессия лесничего становится уделом лишь тех смельчаков, кто чувствует к этому призвание.
Пик лесовостановительных работ пришелся в Архангельской области на период 60-80-ых гг. прошло века, и через некоторое время лесники смогут «снять урожай», посаженный в те времена. А что дальше? Одна из крупнейших лесозаготовительных компаний – ООО «ИлимСеверЛес»,– по словам ее гендиректора Сергея Аншукова, ежегодно направляет на лесовостановление всего порядка 3 миллионов рублей. Сами лесхозы этой работой занимаются в минимальном объеме; федеральный бюджет забирает у лесхозов сотни миллионов рублей, подчас ничего не возвращая. Поэтому-то некоторые делегаты съезда высказали готовность оставить за собой лишь управленческие функции.
Настоящей лесной чумой – лесопатологией – стала эпидемия усыхания еловых лесов. «Если мы сейчас не возьмемся серьезно за эту проблему и не начнем сплошные санитарные рубки, то многие леспромхозы будут закрываться», – заявил заместитель гендиректора ОАО «Соломбальский ЛДК» Василий Дербин.
На съезде лесоводов прозвучало 16 докладов, на их осмысление, по словам Виктора Гладышева, потребуется время. И все же делегаты проголосовали за принятие резолюции съезда, в которой в частности, отмечается: «Пути улучшения качества и структуры лесного фонда подсказывают основы отечественного классического таежного лесоводства и современный опыт стран с развитым лесным сектором экономики. Это лесная селекция и организация промышленного лесного семеноводства и питомнического хозяйства, перевод на ландшафтно-экологическую основу промышленных рубок и развитие рубок промежуточного пользования в комплексе с рубками ухода в молодняках. Только таким образом можно поднять продуктивность леса с современного уровня (1 кубометр с гектара в год) до уровня, например, Финляндии (3-4 кубометра с гектара в год)».
Итак, уровень эффективности, которого хотят достичь архангельские лесоводы, ясен. Поможет ли достичь его новый Лесной кодекс, покажет время.