Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Архангельск: Мелкие игроки тонут в большом «Молоке»

 

- Владимир Сергеевич, каково состояние молочного производства в области? В России?

- Мы являемся крупнейшим из 16 заводов в регионе: в 2005 году наш оборот составил 264 млн. рублей. При этом Архангельский молочный комбинат - средний по общероссийским меркам. Мы можем производить до 100 тонн молока в сутки, но на данный момент средняя загрузка составляет 66%.

В российских масштабах консолидация молочной отрасли продвигается ускоренными темпами. На рынке сформировались крупные игроки - «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк», которые сейчас активно продвигаются в регионы и покупают заводы мощностью от 120-150 тонн.

На данный момент оборот молочного подразделения «Вимм-Билль-Данна» составляет около 1 млрд. долларов в год. Оборот его ближайшего конкурента «Юнимилка» - около 500 млн. долл.

Мы тоже потихоньку подрастаем: наша доля на рынке молочных продуктов в Архангельской области ежегодно растет на 10-12%. 

- За счет чего происходит рост доли рынка?

- В первую очередь, за счет роста благосостояния населения. Мы его чувствуем одними из первых. К примеру, если раньше человек мог себе позволить какой-то один продукт, то постепенно он начинает расширять ассортимент покупаемой продукции.

Согласно статистическим данным, каждый житель Архангельской области в среднем потребляет 120 килограммов молочных продуктов в год. Общероссийский же показатель - 250 кг. И это при том, что во времена СССР Архангельская область по потреблению молочной продукции была на среднероссийском уровне.

Второй очень заметный фактор - это уход мелких игроков с рынка. Несколько лет назад в Архангельскую область молоко из Вологды поставляли два производителя  - это Вологодский молкомбинат и Учебно-опытный комбинат. Сейчас УОК перестал поставлять молоко в Архангельск, и мы постепенно заняли его долю.

В нашем регионе исторически так сложилось, что поставками занимаются не сами заводы, а операторы-оптовики. Процесс продаж молока очень трудоемкий: продукт скоропортящийся, необходимо обеспечивать сервис, скорость доставки к определенному часу. Поэтому производителю удобнее передать эти функции оператору. В итоге все довольны - и завод-производитель и  розничные магазины.

Нашими продажами занимается торговый дом «Архангельская молочная компания». Сейчас ее доля на молочной рынке области составляет более 40%. Всего в нашей области работают примерно 9-10 операторов. Мелким постепенно становится все труднее конкурировать, так как розница требует все большей отсрочки платежа, ранней доставки продукции, поэтому они оставляют свои доли рынка более крупным оптовикам.

Третья серьезная составляющая роста - улучшение финансового состояния бюджетной сферы и различных ведомств. Постоянно увеличивается заказ молочных продуктов для сотрудников, работающих во вредных условиях производства. И потенциал остается огромный. К примеру, Управление исполнения наказаний (УИН) замещает потребность в белках не молоком, а соей. Можно конечно себя утешать, что это полезно для здоровья, и соя частично восполняет белок, но настоящее коровье молоко она никогда не заменит.

Фото Н.Гернета- Каково влияние государства на молочном рынке?

- От власти, так или иначе, зависит любой бизнес в стране. Пусть не всегда напрямую, но косвенно точно. Мы это чувствуем через дотации сельскому производителю, через систему тендерных закупок в бюджетную сферу. Но чаще всего государство вмешивается именно политически. Свежайший пример - по всей стране продавалось молдавское вино и грузинская минеральная вода. Но, вдруг, клерки на федеральном уровне заявляют, что большинство этой продукции давно не соответствует санитарным нормам. Дело сделано в считанные дни, и бизнес в корне изменился.

Мы не почувствовали никакой отдачи от инвестиционных кредитов, которые заявлены в нацпроекте по сельскому хозяйству. И не только мы - многие не почувствовали. Понятно, что впереди выборы. Хотелось бы, чтобы нацпроект «Сельское хозяйство» был больше реальным, чем конъюнктурным.

Пока практически нет государственной поддержки местным товаропроизводителям. Что удивительно - при таком огромном Стабилизационном фонде! Логично вкладывать в то, что завтра принесет доходы в бюджет. Это новые рабочие места, новые продажи, новые налоги. Развиваемся мы - развивается связь, банковская сфера, строятся дороги на селе, увеличиваются налоги в бюджет - огромный мультипликативный эффект. Причем, поддерживать местного товаропроизводителя выгодно всем: и городскому бюджету, и областному, и федеральному.

В 2000 году, когда предприятие практически стояло, платили 1,5 млн. рублей налогов. Мы были в то время вообще близки к закрытию. И только активное участие генерального директора ОАО «Архангельскгеолдобыча» Алексея Баринова  в формировании и четкой реализации инвестиционного проекта спасло предприятие и трудовой коллектив. Баринов, надо сказать, показал тогда себя очень масштабным руководителем, думающим не только о добыче нефти, но и о развитии экономики региона в целом. Сравнивая 2000 год и день сегодняшний, подчеркну, что в 2005 году мы заплатили уже во все уровни бюджета 32 млн. рублей.  Сейчас примерно столько же «Севералмаз» (!) платит.

А, между тем, поддержка властей может быть более активной. Во-первых, на уровне госзаказа. Несложно организовать, чтобы на тендерах по закупкам продовольствия преимущество отдавалось местным производителям. Простой закон: больше наши продажи - больше налогов. Пищевая промышленность - молочная, мясная, хлебопекарная - дают около 9 копеек налогов с 1 рубля оборота, и обеспечивают занятость населения. К примеру, лесной комплекс отдает бюджету в среднем 3 копейки с рубля.

Во-вторых, поддержка местного товаропроизводителя могла бы осуществляться на уровне грантов. Если производитель хорошо и успешно развивается, почему бы его не поощрить и не дать грант на инвестиционное развитие? Мы работаем стабильно и прибыльно, но мы  думаем и о перспективе. У нас планы по реконструкции котельной, холодильного оборудования. Планируем поставить более производительную фасовочную линию. Грант в этом случае мог бы быть очень кстати.

Фото Н.Гернета- Можно поподробнее об этом. И вообще, насколько качество продукции зависит от оборудования?

- На сегодняшний день ведущий мировой производитель оборудования для молочной промышленности «Тетра-Пак» предлагает фасовочные линии, которые в 10 раз производительнее российских. И качество на выходе более стабильное. Идеальный автомат - нажал на кнопку и получил готовый продукт. Т.е. желательно свести к минимуму возможное воздействие человека на технологический процесс.

Российский менталитет особенный. На Западе, условно говоря, если сказано повернуть вентиль на 15 градусов - так и будет. У нас же запросто повернут на 16, а еще и спросят: «Почему это я должен повернуть именно на 15? А, интересно, что будет, если я поверну на 17 или 20?».

Постоянный контроль за качеством - это контроль по пяти направлениям: сырье, персонал, оборудование, технологии и производственная атмосфера. Очень важно, где ты производишь продукт -  в сарае или на крупном производстве с традициями и производственной культурой.

Не удивительно, что вологодское молоко в девяностые годы так легко проникло на архангельский рынок. Там устоявшееся производство, отличное обеспечение кадрами - рядом «своя» молочная академия. Да и вообще, Вологда - издревле молочная область. Есть даже брэнд «вологодское масло», которое не имеет права производить никто, кроме нескольких предприятий в Вологодской области.  

Поэтому стабильность качества - это каждодневные усилия многих людей.

- В девяностых годах новые виды молочных продуктов (йогурты, творожки) завоевали большую долю молочного рынка. Какие тенденции на рынке существуют сейчас? Как Архангельский молочный комбинат реагирует на них?

- В этом году мы отмечаем семидесятилетие предприятия. На днях приглашали ветеранов, которые стояли у истоков создания всех наших традиционных продуктов и с удовлетворением отметили, что традиции сохраняются. Например, архангельский кефир за многие годы стал очень известен, благодаря своему постоянству и некоторой уникальности. По вкусу он отличается от Вологодского и Северодвинского. Как научились делать давным-давно, такой же кефир продолжаем производить и сейчас.

Появляются у нас и новые продукты. Во многом они продиктованы модой. В принципе, молочные продукты человек потребляет с младенчества и до старости. Но есть явный «провал» начиная с подросткового возраста и примерно лет до 25-30. В этом возрасте в основном люди предпочитают «тусануться», «сникерснуть» и т.д., за редким исключением. Думаю, если бы не ограничили рекламу пива, молодежь уже бы начала спиваться. Собрались с друзьями - пиво, футбол смотреть - пиво, после работы - пиво.

Молоко практически не рекламируется. Хотя реклама могла бы потребление молочных продуктов увеличить.

Как есть мода на мобильные телефоны, на прически, на спорт, также существует мода и на йогурты. До сих пор в группе кисломолочных продуктов, в том числе йогуртов, идет постоянный рост, порядка 35% в год. Это очень функциональный продукт, он может быть как сливочным, так и обезжиренным, так и со злаками - для любого потребителя, на любой вкус и образ жизни. А темп жизни ускоряется, мы уже питаемся на ходу между офисом и домом. Иногда лишь вечером удается поужинать перед телевизором. Вот и появляются «ланчи с ложечкой», и вместо бутерброда - «йогурт с крышечкой».

Хочу заметить следующее - йогурт хорош, если он живой. Живой продукт может храниться до семи, максимум 10 дней. В нем сохраняются все полезные бактерии, которые помогают организму вырабатывать витамины. Пастеризованные йогурты, которые в основном и везут из-за пределов области - совсем другое. Вся микрофлора «убита», остался только вкус.

Мы на Севере живем в особенных природных условиях. Исследования института морфологии доказывают, и есть научные статьи на этот счет, что жизнь на Севере проходит с ускоренным старением. Это обусловлено коротким световым днем. Солнечный свет влияет на выработку гормонов. Замечаем же, как только выглянет солнце -  сразу же настроение поднимается, мы радуемся, у нас все хорошо. Солнца нет -  все вялые, грустные. Так что, живые кисломолочные продукты на Севере незаменимы, и мы выпускаем именно такую продукцию.

Фото Н.Гернета- Недавно ОАО «Молоко» вступило в Молочный союз России. Какие цели вы преследуете?

- Впереди вступление России во Всемирную торговую организацию, и нам просто необходимо знать правила игры «по ВТО». Сегодня это обязанность любого серьезного предприятия в России. Не знаешь правил - не победишь. На уровне Молочного союза мы участвуем в процессе «выработки новых правил игры». В частности, это происходит на уровне разработки стандартов. Сейчас в России часть старых ГОСТов и Технических условий отменены, часть действуют, но, наконец-то, государство старается привести стандарты в систему. Молочный союз активно принимает в этом процессе участие. Мы настаиваем на том, чтобы новые ТУ были разработаны с максимальным учетом интересов производственных предприятий. В дальнейшем это облегчит жизнь производителя, уменьшит количество влияния контролирующих органов на комбинат. Ну и имиджевая составляющая во вступлении в Союз есть немалая. Это престижно. В союз входят 80 крупнейший в стране предприятий на нашем рынке: и «Вимм-Билль-Данн», и «Юнимилк», и «Лианозово», и другие. Часть членов союза производят оборудование, есть крупные холдинги. Суть такого объединения - облегчение предпринимательской деятельности производственных предприятий на молочном рынке.

- Вы упомянули про свой 70 летний юбилей...

- Да, 26 июля нашему комбинату исполняется 70 лет. Поэтому, я хочу поздравить нынешних и бывших работников.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

26 июля 2006 года исполняется 70 лет со дня образования Архангельского молочного завода!

Не одно десятилетие традиции производства качественных молочных продуктов сохраняются и преумножаются многими поколениями архангельских молочников. Наша продукция известна большинству жителей Архангельской области и любима ими, благодаря заботливым рукам и душевному теплу работников ОАО «Молоко».

Дорогие коллеги! Примите искренние поздравления и слова благодарности за ваш нелегкий, такой важный и нужный нашей области труд! Желаю вам новых достижений и побед! Творите и созидайте для наших покупателей! Счастья вам, любви и семейного благополучия!

Записал Александр Суханов

                                                                                                       

На фото Николая  Гернета: директор ОАО «Молоко» Владимир Петров


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (20)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20