Вспомните навскидку правителей России, добровольно отошедших от руля власти (Никита Хрущёв и Михаил Горбачёв не засчитываются, ибо их фактически снимали с должности). До чего же узок их круг! Пожалуй, только Николай II и Борис Ельцин. Причём первый (который Второй) был фактически загнан в угол недовольством народных масс, а второму избираться третий раз мешали возраст, здоровье... ну и Конституция РФ. Да, ещё Путин на четыре года формально передавал руль управления страной в чужие ручки, но серьёзно обсуждать этот казус просто несерьёзно (пардон за тавтологию). Я это к тому, чтобы напомнить, насколько манкая штука - ВЛАСТЬ...
Путь испанского короля к самоотречению вряд ли кто рискнёт назвать простым и ординарным. Хуан Карлос I де Бурбон вступил на престол в 1975 году. Тогда злые языки говорили, что монархия при нём исчезнет вместе с наследием режима Франко. Коммунисты дали ему прозвище «Недолгий», но он его не оправдал. Монарх, занимавший престол 38 лет, оказался дальновидным политиком. Сразу после вступления на трон он провёл демократические реформы: в 1977 году легализовал политические партии и принял новую конституцию Испании, гарантировавшую гражданские права и свободы. Больше самостоятельности получили провинции. Король также смог наладить отношения с левыми партиями, которые традиционно выступают за провозглашение Испании республикой. В итоге Испания при Хуане Карлосе из отсталой сельскохозяйственной и по сути мракобесной страны, так нам её преподносили в школе, превратилась в развитое западное государство, куда рвутся эмигранты из отсталых стран «третьего мира».
В 2005 году, несмотря на протесты со стороны Римской католической церкви, король Хуан подписал закон, легализующий однополые браки на всей территории страны. Что, естественно, не вызывает лично у меня никаких положительных эмоций, одно сплошное осуждение. Однако если посмотреть отстранённо, этим он продемонстрировал силу монаршей власти в такой религиозной стране, как Испания.
Для нас (россиян), проживших жизнь при президентах да генсеках, монаршая власть кажется чем-то роковым, непреодолимым, на уровне «повезло - не повезло». Тем не менее, испанцы ценили и уважали своего короля ещё и за то, что, будучи человеком дипломатичным, он мог при необходимости проявить жесткость. Доказательством этого стал инцидент с президентом Венесуэлы Уго Чавесом в 2007 году. В чилийском Сантьяго на закрытии XVII иберо-американского саммита венесуэльский лидер обрушился с критикой на бывшего испанского премьера Хосе Марию Аснара, назвав его фашистом. Чавес продолжал выкрикивать с места, хотя ему уже отключили микрофон. И тут сидевший рядом монарх повернулся и громко сказал президенту Венесуэлы: «Почему бы тебе не заткнуться?». Такого публичного отлупа «венесуэльский десантник» не получал даже от президента США...
Скандал вызвал в странах Латинской Америки огромный резонанс: ролик с ссорой короля и президента стал хитом в интернете, а домены с именем porquenotecallas («Почему бы тебе не заткнуться?») были раскуплены к вечеру субботы. На стороне Хуана Карлоса оказались многие СМИ и интернет-пользователи Латинской Америки. Поступок короля одобрили испанские и португальские газеты, причём как правые, так и левые.
При всём вышесказанном, король Хуан Карлос Первый - живой ответ на вопрос, зачем современному обществу конституционный монарх, который не работает, а лишь украшает собой дворцовые залы. По оценкам испанских политологов, за минувшие38 лет он «работал» всего несколько дней. Но это были ключевые дни в истории постфранкистской Испании.
Отношение к монарху изменилось после череды громких скандалов, в которых оказались замешаны члены его семьи. Причём больше всего головной боли Хуану Карлосу доставили даже не родные дети, а бывший гандболист, замуж за которого 17 лет назад вышла его дочь - принцесса Кристина. Зятя короля - герцога Пальмского Иньяки Урдангарина вместе с инфантой подозревают в финансовых махинациях. Следствие полагает, что они уклонялись от уплаты налогов, отмывали деньги и растратили шесть миллионов евро из благотворительного фонда.
На фоне этих событий популярность династии Бурбонов в Испании упала до рекордно низкого уровня 54 %. Однако в бедах двора виноват не только «баскетбольный зять». Репутация других членов королевской семьи тоже далеко не безупречна. Так сам Хуан Карлос унаследовал после смерти своего отца графа Барселонского дона Хуана в 1993 году 2,2 миллиона евро на трёх счетах в швейцарском банке. Как потом выяснилось, в испанскую казну налог с этих денег не поступал. Ещё испанцев возмутило, что в самый разгар мирового экономического кризиса, когда 26 % населения королевства сидели без работы, монарх отправился за их счёт пострелять слонов в Ботсвану. Но ещё сильнее задело подданных то, что он попытался скрыть этот вояж. Пресса о путешествии Хуана Карлоса узнала только потому, что во время охоты король упал и сломал шейку бедра. В итоге правителю пришлось публично извиниться за произошедшее. «Я очень сожалею по этому поводу. Я ошибся. Этого больше не случится», - заявил он в официальном обращении к нации. Кроме того, сафари вызвало гнев защитников животных: король Испании был почётным президентом Всемирного фонда дикой природы. После охоты на слонов монарха лишили этого звания. Плюс к этому супружеская неверность: пресса выяснила, что компанию в Африку испанскому монарху составила 49-летняя немецкая принцесса Коринна цу Зайн-Витгенштейн. Последние девять лет она часто сопровождала Хуана Карлоса во время личных поездок, в то время как королева София оставалась дома в Испании.
Как мы видим, со времён песенного Луи II список того, чего не могут позволить себе короли, серьёзно увеличился в объёмах...
Тут-то и начались митинги с требованием упразднить монархию. По мнению многих, стране необходима республиканская форма правления, так как содержание королевского двора в условиях финансового кризиса стало непозволительной роскошью. Ну, а Хуан Карлос опять проявил свойственное ему предвидение, и предпочёл «уйти по собственному» дабы сбить накал народного гнева.
Преемник же Хуана Карлоса Фелипе Астурийский уже успел прославиться тем, что заключил не совсем королевский брак, взяв в жены телеведущую, которая была в разводе. Монаршая семья этого не одобрила, но кронпринц Фелипе смог настоять на своем, чем косвенно обозначил свою демократичность, пусть и выраженную в некоторых слабостях.. Как яркая личность, он себя пока не проявил, но и в коррупционных скандалах замешан не был.
Конечно, ушедший на покой монарх - это отдельный случай в мировой истории. Хуан Карлос совершил бархатную революцию на престоле, мирно и бескровно поменяв курс страны. Сначала отстранил от власти прежнюю элиту. Распустил единственную правящую партию, испанскую Фалангу, которая была опорой Франко. Вместо этого появились новые партии разного толка, которые и начали строительство нового государства: авторитарный франкизм уходили в прошлое. Король сумел подавить бунт сторонников Франко в 1981 году, после чего даже коммунисты признали его великим. И страна поняла, что такой король им нужен для проведения демократическим реформ, в которых так нуждалась эта страна. Заметьте, и сейчас Хуан Карлос не претендует на место президента страны, как сделал когда-то Горбачёв, распрощавшись с генсекством.
Конечно, издалека сложно судить о всех тонкостях историко-политического процесса, происходящего сегодня в Испании. Сейчас такое время, что, попадая в любую страну, сходу и не определишь, какой в ней конституционный строй. О нас, например, всё чаще говорят - Россия движется к монархии, к возрождению империи. Монарх в нашей традиции - это помазанник Божий. Чтобы Господь что-то там мазал у Путина... представить такое моей фантазии не хватает.
Скорее всего, король Испании своей отставкой просто постарался сбросить негатив, накопившийся в обществе за последние непростые годы, дать нации новый импульс к развитию. Кто-то Крым присоединяет, кто-то от престола отрекается...
...такие мы разные человеки.
Леонид Черток