Собственно, пиар - один из разделов профессиональной журналистики, и означает создание положительного имиджа того или иного продукта (бренда, политической партии, отдельной личности и тд.). Сначала в новой России это слово было как бы в новинку, его осторожно пробовали на вкус. Хотя, по большому счёту, именно в Советском Союзе все пишущие и снимающие журналисты были в определённой мере пиарщиками, ежедневно прославляя единственно справедливый строй, единственное верное учение. Видимо, не совсем эффективно трудились, если в определённый момент всё рассыпалось, как замок из песка.
Чуждое нашим советским ушам слово «пиар» быстро распробовали на вкус и стали на нём зарабатывать. Особенно на выборах. Только один пример - читал в отчёте московских риэлторов, что цены на столичную недвижимость в середине 90-х росли, в том числе, из-за высоких доходов именно пиарщиков. Среди моей знакомой пишущей-снимающей братии к началу нового века не осталось ни одного, кто бы не засветился где-нибудь в регионах. Кстати, перед пиар-командами не всегда стояла задача на победу, достаточно было засветить своего кандидата в выгодном свете. Припомните, какие шансы стать президентом были у кемеровского губернатора Амана Тулеева в 2000 году? Однако некая имиджевая фирма заработала на его кампании миллион долларов, сами хвастались. Так появились в нашей среде специалисты по «освоению избирательного бюджета», не гарантирующие положительный результат.
Тот праздник жизни кончился параллельно с отменой прямых губернаторских выборов. Кто-то вернулся к прежней специализации и стал писать, например, о кино. А кто-то пристроился под бочок исполнительной власти. Тот же пиар, только ежедневный. Деньги не огромные, как раньше, зато стабильные.
И очень даже неплохие. 160 миллионов рублей в год, во столько областному бюджету обходится только официальный пиар губернатора Орлова и Ко. Деньги уходят в Агентство по печати СМИ. Для их «освоения» (то есть, без гарантии успеха) существует несколько подразделений. Например, пресс-служба, которая наполняет три специализированных сайта - dvinaland, dvinanews и фирменный губернаторский ресурс орлов29.ру. Типа, сам Игорь Анатольевич нисходит до общения с народом, и ведь кто-то этому верит. А есть еще сайты с цифрами 29, вроде бы все из себя независимые, но на явной прикормке «от Валуйских». Там часто можно встретить «целевые» материалы от областных министерств и подразделений, где обязательно упомянут губернатор в положительном контексте. Или «мочканут» его недругов, то же всегда пожалуйста. Но это уже помимо упомянутых 160 миллионов.
Про dvinaland я писал совсем недавно в Итогах недели (http://rusnord.ru/2014/2/33616), постебался над темами и названиями статей, которые больше подходят для «жёлтой» «Экспресс-газеты» или «Мурзилки», но не для официального органа региональной власти. Последний «шедевр», который я вычитал буквально сегодня: Игорь Орлов - «Мой голос - за берёзу»: «Призываю всех северян принять активное участие в выборе растения-символа Архангельской области. Лично я голосую за берёзу. Это русское дерево, воплощение чистоты и красоты русской души, нашей природы. У меня к берёзе особое отношение: когда проходишь мимо этого дерева - хочется постоять рядом, прислониться к нему, чтобы отступило все плохое». Далее следует пояснение, что строптивые северяне массово голосуют за можжевельник и бруснику, любимое же дерево губернатора только на четвёртом-пятом месте (с елью делит). Так, видимо, и останется наш Игорь Анатольевич... к берёзе прислонютый.
Всё это было бы смешно... если данный сайт не обходился бюджету в 7 000 000 рублей ежегодно. Просто представьте, сколько всего полезного можно на эти деньги сделать, построить, купить, отремонтировать. Я вспоминаю, как губернатора Ефремова обвиняли в излишнем нарциссизме в прессе и на телевидение. Не скажу, сколько денег тогда тратилось на пиар, точную цифру просто не помню, но телеотдел, который я тогда возглавлял, брал в аренду съёмочную технику у сторонней организации, областные депутаты не пропускали через голосование покупку собственной аппаратуры. И стоила она тогда на порядок меньше, чем в год обходится один интернет-ресурс.
Ещё в команде губернаторских пиарщиков присутствует Ирина Горькая, руководит орловским секретариатом, думаю, что должность специально придумана под неё. Та самая Горькая, про которую экс-мэр Архангельска Павел Балакшин шутливо говорил - «и кто же тебя Горькой-то назвал, сладкую такую» . Та самая Горькая, чьих текстов никто давно не читал (специально пытался выяснить). Та самая Горькая, которой я семь лет назад предлагал в Итогах недели уйти по собственному желанию с поста директора департамента информации и общественных связей, дабы не позорить профессию журналиста-пиарщика. Случилось это аккурат после известного скандала с видеосъемкой, на которой личность, очень похожая на тогдашнего губернатора Киселёва, занималась странными манипуляциями с пачкой долларов. Дней десять губернаторская пресс-служба молчала, как рыба об лёд, и только потом выдала что-то невнятное про «монтаж», «провокацию» и «происки врагов».
Это я вспомнил не по злопамятности характера, а к тому, чтобы доступно объяснить читателям, какие умы и таланты защищают честь и достоинство Игоря Анатольевича Орлова. Напрашивается избитая временем поговорка про «свиту короля»... но не буду. Их квалификация говорит сама за себя - постоянные ляпы от первых (и вторых) лиц нашей области. То губернатор появится перед людьми в костюме Деда Мороза, идущего ему (пардон) как корове седло. То он же прилюдно ляпнет, что ветераны раньше плохо работали и поэтому так плохо теперь живут. Или просто убийственный перл от министра областного здравоохранения Ларисы Меньшиковой, которая на открытии центра радионуклидной медицины в больнице им. Семашко на голубом глазу заявила, что такой центр экономически не оправдан. И ведь они не от себя говорят, им тексты специально натасканные на это люди пишут. Те, что сидят на окладах госчиновников со всеми вытекающими из этого ранга льготами.
А взять приснопамятный визит Патриарха Кирилла на Соловки в 2012 году. Рулить аккредитацией для областных СМИ взялась сама Алла Валуйских, начальник упомянутого Агентства печати. Факс-то в Москву отправили, а вот проверить его прохождение как-то не додумались. В итоге предстоятель собирал грибы в обществе московских журналистов, а их местные коллеги были лишены эксклюзива, ведь охрана святейшего хорошо знает своё дело. В Московской Патриархии до сих пор вспоминают этот случай, как пример вопиющей некомпетентности на местах... однако виновница бардака до сих пор при должности.
Только что прошёл День ВМФ, святой праздник для нашей области. Вы заметили, что в Архангельске не было военного парада? Все силы были сосредоточены в Северодвинске, ждали приезда Путина. Но когда стало известно, что с президентом состоится лишь видеоконференция, оставалось достаточно времени, чтобы переправить часть личного состава Беломорской флотилии в областную столицу. Никто этого сделать не додумался, никто не подсказал губернатору, что нарушается традиция, он сам попросить командующего не подумал (или не решился). А Орлову-то что... наплевать на Город воинской славы и его жителей, это уже всем ясно.
Недавно сын притащил из почтового ящика газету «Архангельск», издаваемую за счёт областного бюджета. Практически на каждой из 24 полос светится лунным светом лик нашего губернатора. Неужели в губернаторском агитпропе не понимают, что от такого излишества читателей может элементарно стошнить? В итоге газетка отправилась в ведро, что на кухне под раковиной. Ей там самое место...
Впрочем, в честь праздника я всё равно хочу поднять тост за журналистов, за профессионалов своего дела. Ну, с Днём PR-щика!
Леонид Черток