Большой многопрофильный (уже не только книжный) фестиваль «Белый июнь» как бы разделился на две части. Первые дни, когда продавали книги – для взрослых, последние, когда кормили – для детей.
Деление по возрастам, конечно, условное. Моя семья как раз с книжной ярмарки принесла три объёмных пакета книг, придирчиво отобранных не самым читающим (увы) членом семьи. Некоторые с автографами, что по умолчанию обязывает к прочтению. А пожрать (назовём вещи своими именами) у нас любят не только дети. Но именно так обозначили возрастную диспозицию организаторы действа. Оставим за ними это право.
Я для себя выбрал последнюю часть. С душевными муками – литература и кулинария были и остаются моими любимыми хобби, иногда перерастающими в профессию. Первому отдал должное в интервью с Яной Вагнер. Теперь отдаю второму.
Второе июля обещало быть неумеренно жарким. Как же я обрадовался, увидев с утра затянутое тучами небо, накрапывающий дождик и резкое изменение прогноза – с +29 до +19. Не из вредности… просто в сильную жару ни одна кулебяка в рот не полезет. А я ехал именно есть, ибо так воспринимаю любую дегустацию. Остальное – как сложится.
Прибыли к часу дня. Ярмарка еды была в самом разгаре. Хотя ярмарка, на мой взгляд, слишком громко сказано. Тому, что происходило в Петровском парке, больше походит название «выездная торговля». И по организации, и по активности непосредственных участников. Хотя пришедших полакомиться и потусоваться было больше, чем достаточно. Тем более, за деньги – было бы угощение бесплатное (такие пожелания от посетителей слышал краем уха), снесли бы всё на фиг. Нужны нам такие массовые беспорядки? То-то…
Тут нужно уточнить. Гастрофестиваль (или презентация) поморской кухни проходил всю неделю в известных и даже пафосных заведениях столицы Поморья. Куда, прямо скажем, не очень-то заходят с улицы. Здесь же кулинарный фестиваль был для простого люда, рассчитанный на массовое возвращение к истокам. Соответственно, ценовая политика… почти щадящая. Действительно, вип-персон в очередях к прилавкам я почти не заметил… а персональных шофёров ещё не всех знаю в лицо.
Свои кулинарные изыски представляли тринадцать заведений общепита. Я обощёл своим исследовательским вниманием выпечку, различные варианты шашлыков и японский фаст-фуд типа сущи-роллов. Хотелось что-нибудь поморско-аутентичного.
Эх, всё, как обычно, рассольная лепешка с курицей и северная рыбой в темпуре (чувствуете едальное единение культур двух народов в одном блюде?) соседствовали на одном прилавке с итальянской пиццей, в которой не было ничего поморского. На рыбу я не покусился, но внешне выглядела пристойно. Вот только размеры порции… уж очень японские. Впрочем, оправданные заявленной концепцией – «одно блюдо в одну руку». В смысле, должно в ней уместится. А как же «большому куску рот радуется»?!
Тем не менее, поинтересовался именно у торговцев русско-японской пищей (рест ROOMI), как идёт торговля. Мне нейтрально ответили, что в данном случае прибыль большого значения не имеет, для них, прежде всего, это имиджевое мероприятие. Но признались, что северный народ не готов отказываться от того, к чему привык за последние 30 лет российского капитализма. А привык он, как раз, к пиццам-сушам-гамбургерам. И как переучивать, пока непонятно… хоть с детского сада одними калитками корми.
В итоге мы с моей очаровательной спутницей, журналисткой Анастасией Бондиной, на пробу взяли микс из аранчини с копчёной треской и митбола с олениной. И то, и другое, в сути своей, маленькие колобки и гармонично смотрятся на одной тарелке. Первый в сицилийском варианте должен быть из риса с начинкой, что в поморской версии заменили на картофельное пюре, второй – просто крупный тефтель в панировке, прихваченной фритюром.
И что? Отломили по кусочку того-этого, прожевали, проглотили и отодвинули. Даже соус вкусового впечатления не исправил, он был таким же безликим. Однозначно неудачный эксперимент с импортозамещением, нужно экспериментировать дальше. Пока же можно только похвастаться где-нибудь в ненецком стойбище – а я вашего оленя в митболе видел и даже пробовал. Там удивятся и оценят.
Всё-таки фьюжн (смешение стилей) в кулинарии – это особое искусство и не каждому поддаётся. Я бы лично не рискнул.
Тут подошла знакомая устроительница, скептически посмотрела на наши не слишком довольные лица и строго повелела – «пошли, где вкусно». И мы пошли. К теремку от «Тайбокса». И действительно было вкусно. А ведь нам просто поджарили на уличном гриле щупальца осьминога, добавив крупную креветку, выложили на подложку из салатных листьев и окропили майонезным соусом. Красота в простоте, разве что членистоногое чуть подмариновали, я как будто ощутил лаймовую нотку.
Скажите, разве в наших широтах водятся осьминоги… или я чего-то не знаю про подводный мир арктической зоны?!.
Но первый приз мы с Настей однозначно отдаём хинкали от «Мимино». Долго их ждали, изготовители (или лепилы) как раз были заняты на мастер-классе по лепке этой визитной карточки Северного Кавказа, собрав вокруг себя как минимум половину посетителей обжорной части ярмарки.
И правильно, поучиться было чему. 21 защип на «попке», как и делают испокон веков в самых горных аулах Сванетии. Идеальные пропорции тонкого, но упругого теста с ароматным катышком перемолотой баранины. И, главное, бульона внутри ровно на один мужской глоток (Насте тоже удалось), чего я не дождался в прекрасной «Армении».
Как бонус, мимо проплыл владелец «Мимино» и депутат Михаил Авалиани. Пожалуй, единственный вип такого уровня, бывший в тот субботний день вместе с народом (или другие с утра причастились?).
И о запивке. На этот раз без алкоголя. Предлагаемые тут и там лимонады не пошли. Или безвкусные, или сладкие на совсем уж детский вкус, или откровенно выдохшиеся, т.е. без пузырьков. Вот морсы из северных ягод не подвели… а когда они подводили?
Впрочем, то, что происходило на площадке перед Драмтеатром, лишь эпизод субботнего разгуляя. В задней части Петровского парка (который срочно нуждается в реконструкции, всеми четырьмя колёсами инвалидной коляски это почувствовал, моя рикша-Настя тем более) тоже кипела жизнь – распродажа кожгалантереи, сувениров и поделок из серии народные умельцы, кванториум, исторические реконструкции, презентации оригинальных проектов с уклоном в поморское и пр. Народу – тьма, что называется «не протолкнуться». Несколько дам загадочного вида водили то ли хоровод, то ли «змейку». Подумал – «может секта свидетелей коронавируса», но точно выяснить не рискнул. Иногда на нашем пути попадались безобидные фрики. Общая атмосфера позитивная, что тоже добавилось в послевкусие.
Но мы-то пришли конкретно запожрать. Поэтому я отловил среди дубов руководителя проекта «Еда поморская и заморская. Белый июнь» Марию Плюснину и стал приставать с вопросами.
- Маша (мы знакомы много лет, отсюда и панибратство), в чём изюм? Год назад здесь просто книги продавали…
- Мы разработали специальную концепцию большого праздника под юбилей Петра Первого. Как к царю не относись, всё-таки он был Архангельску не чужим человеком. Отсюда и изюминка нашего гастрофестиваля – прорубаем кулинарное окно в Европу из поморской глуши. Наша северная кухня привлекает туристов, надо к ней приучить и рестораторов. Поэтому мы старались представить все кухни мира со своими поморскими вкраплениями. Настоящий разгул кулинарной фантазии для местных мастеров.
- И как, удалось привлечь?
- А как тебе то, что в эти дни практически невозможно было купить билеты до Архангельска?! Тоже самое с гостиничными номерами.
- Местные рестораторы прониклись идеей?
- Не все, но многие. Гастрофестиваль для них отличный промоушн. Причём бесплатный, мы же не собирали деньги за участие, как делают в других регионах на подобных ярмарках. А уж кто сколько заработал на продажах, это вопрос популярности у клиентов.
- В рамках «Белого июня» прошёл День города. Или всё-таки «Белый июнь» в рамках Дня города? В мэрии считают, что второе…
- Мы за первый вариант. Да и губернатор так считает. В последнее воскресенье июня жизнь кипела именно на наших площадках в центре Архангельска.
- Сама-то ты довольна?
- А то. Женщины двигают этот мир, обрати внимание, кто работает в нашей команде.
…Маша довольна… а меня терзают смутные сомнения. Именно по поводу уличной еды, презентованной в эту субботу. Праздник пройдёт, и она исчезнет. Много вы видите тонаров с фастфудом на улицах Архангельска в обычные дни? Это вам не Москва, не Питер и, тем более, не Нью-Йорк, где уличная еда отдельный культурный пласт, которым не брезгуют даже знаменитости.
А если рестораторы не выставляют уличные точки, значит, такой вариант быстрого перекуса у медлительных и степенных поморов просто не пользуется популярность. Мечта о том, что Архангельск когда-нибудь станет туристической Меккой русского севера, так и останется мечтой, на редких фестивальных днях бизнес не построить.
Однако и просто ярмарка ради ярмарки в череде серых буден – событие. И опыта без ошибок не наработаешь…
P.S. В следующий раз, если конечно позовут после написанного, в День Большой Архангельской Жратвы не буду завтракать. Совсем. И ужинать накануне тоже. Чтобы побольше влезло!
(фото с запрещенной в России социальной сети Facebook… поэтому без подписи)
Леонид Черток