Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Мнение: На сессии АОСД готовится очередной оппозиционный фарс

На очередной сессии Архангельского областного Собрания депутатов (возможно) будет рассмотрен законопроект о «возврате» прямых выборов глав, которые никто и не запрещал. Даже в текущем депутатском созыве это далеко не первая депутатская попытка попиариться на проекте закона, который обычно и до сессии-то не доходит. Ранее с аналогичными громкими инициативами перед коллегами выступали бывший депутат от ЛДПР Пивков и действующий депутат от СРЗП Седунова.

В этот раз напомнить избирателям, что выступают за демократию в самом широком смысле (но без последствий), решили главы сразу трех парламентских фракций АОСД – ЛДПР, СРЗП и КПРФ. Специально для неискушенных в политических и юридических тонкостях северян, думающих исключительно лозунгами, представляется этот пиар-шаг как проявление оппозиционности.

Почему это не так и почему северяне устали от однотипных рекламных вбросов?

Сама постановка проблемы и, якобы, её решения («вернуть прямые выборы глав») - чистый популизм. Никто их (прямые выборы) и не запрещал. В 2014 году, на который ссылаются авторы законопроекта, прямым выборам глав муниципалитетов появилась альтернатива – конкурсная комиссия, формируемая на паритетных началах, как правило, из депутатов соответствующего представительного органа и чиновников. Так, прямое волеизъявление народа, проживающего в конкретных муниципальных образованиях, было подменено процедурой утверждения главного муниципального чиновника, по сути, другими чиновниками.

Разумеется, снижение роли общества в выборах глав муниципалитетов крайне выгодно для проведения единой политики партии власти. В чем она выражается – можно увидеть, просто выглянув из своего окна или включив телевизор.

Однако это изменение произошло не по воле депутатов областного Собрания прошлого созыва, внесших соответствующее «дополнение» в областной закон, а в связи с изменением муниципальных уставов, которые за этим последовали. Иными словами, депутаты представительных органов на местах сами (вроде, даже добровольно) отказались от одной из самых демократичных процедур – прямых выборов своих глав, заменив её режиссируемым суррогатом в виде конкурсной комиссии.

Так был ли областной закон первым шагом к «запрету» прямых выборов глав?

Нет, в этой части областной закон лишь конкретизирует нормы федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 части 2 статьи 36 которого определено, что глава муниципалитета может быть избран тремя способами:
- на муниципальных выборах (прямое волеизъявление граждан, которое периодически «пытается» вернуть псевдооппозиция),
- представительным органом из своего состава (выбирают депутаты Совета/Собрания),
- представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией (так происходит практически во всех муниципалитетах региона).
И федеральный закон в этом случае (да и во всех остальных) имеет бОльшую юридическую силу, чем областные законы.

Тонкость заключается в том, что лидеры парламентских фракций в АОСД, как бы «возвращая» прямые выборы глав, пытаются изменить областной закон о государственных полномочиях в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления. И вполне логично, что государственные полномочия в нем представлены именно особенностями работы конкурсных комиссий. В то же время прямые выборы в органы местного самоуправления в Архангельской области регулируются совсем другим областным законом. Он так и называется «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области». И им, как раз, и урегулированы вопросы прямых выборов глав. И в него никаких изменений инициаторами «возвращения» прямых выборов глав вносить не предлагается. Должно быть потому, что «возвращать» туда нечего – прямые выборы глав, которые никто пока не запрещал, и сейчас там прекрасно себя чувствуют.

Так можно ли «вернуть» прямые выборы муниципальных глав?

Стоит отметить, что в случае, если бы возврат северянам права прямого волеизъявления действительно был связан с внесением изменений в областной закон, то прямые выборы не проводились бы ни в одном из муниципалитетов региона. На самом же деле, муниципальные выборы главы проводятся. К примеру, только в 2021году состоялись выборы глав восьми муниципальных образований Вельского, Красноборского, Пинежского, Устьянского и Холмогорского районов. В данном случае это было возможно потому, что местные депутаты не внесли нужные партии власти правки в уставы своих муниципалитетов, не заменили прямые выборы конкурсной комиссией, ведь именно ими определяется порядок избрания главы муниципального образования.

Не будем утверждать, что руководство парламентских фракций в АОСД не знакомо с законодательством России о выборах. Однако если бы представители СРЗП, КПРФ и ЛДПР действительно радели за возврат прямых выборов глав, они делали бы этом там, где это действительно возможно. К примеру, по результатам выборов 2018 года в Котласском городском Собрании депутатов «Единая Россия» получила всего 4 мандата из 20!

Даже если прибавить к ним самовыдвиженцев, которые нередко примыкают к партии власти на первой же сессии избранного созыва, получится всего 7 депутатов. Остальные, а значит – большинство, за выдвиженцами СРЗП, КПРФ, ЛДПР и «Родины». Что мешало им внести на рассмотрение собственного представительного органа изменения в устав города Котласа, заменяющие процедуру избрания на должность главы Котласа с конкурсной комиссии на прямые выборы, как это сделали практически сразу же после своего избрания депутаты ПАРТИИ ДЕЛА в Лешуконском сельсовете?

Ни-че-го! И даже несмотря на громкие скандалы, связанные с назначением нового градоначальника в прошлом году, никто из котласских депутатов дальше пустых высказываний не пошел. Аналогичная ситуация сложилась и в Архангельской городской Думе, где на выборах в том же 2018 году «Единая Россия» получила только 9 из 30 мандатов, включая тот, который был получен г-ном Черненко, представляющим теперь СРЗП в АОСД, и вспомнившим, только отказавшись от муниципального мандата (однако!), о том, что в регионе, как бы, нет прямых выборов муниципальных глав.

На кого вообще ориентировано принятие этого законопроекта, если совсем скоро муниципалитеты того уровня, за который якобы бьется архангельская парламентская оппозиция, будут преобразованы в округа и просто прекратят свое существование?

Порядок избрания первого главы округа действительно утверждается областным законом, но совсем не тем, в который пытаются внести изменения областные депутаты Черненко, Новиков и Губанов. Это специальные законы, вносимые губернатором под каждый переделываемый район. И что-то никто из перечисленных радетелей возврата прямых выборов глав не внес соответствующих поправок в областные законы о преобразовании в Плесецкий округ или в Каргопольский, Верхнетоемский… Впрочем, буквально через несколько дней областным Собранием будут рассмотрены аналогичные законопроекты о преобразовании Мезенского, Лешуконского, Холмогорского, Шенкурского и Котласского районов в округа, первые главы которых так же будут избираться удобным для «Единой России» способом – из кандидатов, представленных конкурсной комиссией.

Почему же и в них руководители фракций ЛДПР, СРЗП и КПРФ не внесли поправок, утверждающих прямые выборы первых глав округов?

Не знали, что так можно, или не сочли нужным?
Или все эти ни к чему не ведущие намерения – всего лишь пиар не первой свежести?

А северянам, которые действительно хотят вернуть выборы муниципальных глав, можно порекомендовать, в первую очередь, более осознанно подходить к своему участию в выборах депутатов.

Леонид Таскаев, депутат Архангельского областного Собрания, исключенный из КПРФ


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (41)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20