Основатель сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob Алексей Захаров рассказал о состоянии рынка труда и восстановлении экономики.
По его словам, реальное число потерявших работу людей составляет порядка 10 млн и продолжает расти. При этом, лишь каждый третий официально зарегистрирован безработным. Также не все работники успели юридически потерять свои места, хотя фактически они уже не работают.
«Есть понятие «скрытая безработица» – то есть, де-факто люди уволены, а де-юре они приписаны к умирающим или мертвым предприятиям. У нас были практически полностью остановлены авиаперевозки. Междугородние восстановились, международные восстановятся неизвестно когда. Все это обслуживало большое количество сотрудников, включая гастарбайтеров, которые занимались, например, клинингом. Это персонал, который не летал, но был занят в авиаотрасли: производство питания на борту, заправка самолетов – это огромное количество неквалифицированного труда. Понятно, что все авиакомпании старались сохранить квалифицированный персонал: специалистов по аэродромному обслуживанию, диспетчеров, летчиков. Но массовый персонал, так или иначе, сокращали или отправляли на полурабочий день. Огромное количество персонала было занято на аутсорсе – они не работали непосредственно в аэропортах, а в каких-то компаниях, у которых были контракты с аэропортами или авиакомпаниями. Они все остались без работы за секунду. И вроде в самой авиаотрасли сокращения небольшие, а в смежных сферах – где-то 50%, где-то 70%, а где-то и 90%. Это пример того, что даже инфраструктурные отрасли много потеряли», – рассказал Захаров.
По его мнению, ждать скорого восстановления экономики не стоит – это понимают в правительстве. Это общемировой процесс.
«Мировой спрос на наши основные экспортные товары – нефть, газ, алюминий – свалился, и будет восстанавливаться очень медленно. Потому что та же авиапромышленность встала: компании сами говорили, что им дешевле просто остановить производство, чем держать его в каком-то даже минимально работающем режиме. Потому что это просто нерентабельно. Автопроизводители практически все встали. Мы находимся в тяжелейшем мировом кризисе производства. Нас настигла мировая рецессия и быстро мы их нее не выйдем. Мы видели документ, который посвящен восстановлению российской экономики. 140 страниц воды и мутной жижи, в которой очень четко читается, что еще 2 года мы будем лететь в задницу, а потом еще года 3 из нее медленно выбираться», – считает основатель SuperJob.