От редакции: Несколько дней, как общество натурально колбасит от новостей из Архангельской психиатрической клиники (в просторечии «Талаги»), увеличившей счет больных коронавирусом в регионе более чем в три раза. Трагическая случайность? Однако специалисты в области оказания бытовых услуг населению указывают на странное совпадение – вышеуказанная больница отдавала свое белье в стирку архангельскому госпиталю ветеранов, где теперь располагается один из городских обсерваторов. По их мнению, такой приказ отдал министр областного здравоохранения Карпунов, чтобы деньги из его ведомства не уходили «всяким МУПам».
Видимо, человеку, отвечающему за здоровье более чем миллионного населения региона, придется объяснять азбучные истина – к чему может привести такая, с позволения сказать, «хозяйственность»…
Уже несколько лет в узкой среде предприятий-прачечных, обслуживающих медицинские учреждения, бушуют страсти. Мы часто употребляем в быту понятие дезинфекция. Но допустимо ли применять бытовую идиому в профессиональной среде?
На самом деле, термин «дезинфекция» сугубо профессиональный, более того, сами медики вкладывают в него разный смысл. Так, директор Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора академик РАМН профессор В. И. Покровский считает, что «дезинфекция – процесс уничтожения в окружающей среде или удаления из нее возбудителей инфекционных болезней (микроорганизмов и их токсинов), а также членистоногих-переносчиков (дезинсекция) и грызунов (дератизация)». Другие ученые считают по другому. 1992 году возник термин «дезинфектология», объединяющий Дезинфекцию, Дезинсекцию, Дератизацию (так называемые ДДД) и стерилизацию. После чего появилась специальность «врач-дезинфектолог» и термин стал широко использоваться.
В СССР было все просто, как сказано в Приказе Минздрава СССР от 04.08.1983 № 916 белье инфекционных отделений больниц «должно обрабатываться на прачечных при больницах». Сейчас ситуация иная. Либеральные реформы позволили стирать больничное белье в специальных прачечных. С введением федерального закона 44-ФЗ все больше больниц стали размещать услуги по стирке в рамках государственного заказа и получать при этом не малую экономию бюджетных средств.
Однако идиллия длилась недолго. Такова уж видно суть свободного предпринимателя, он всегда стремиться монополизировать рынок. Только часть предпринимателей использует рыночные инструменты, а часть склонно вести конкуренцию недобросовестно. Только так можно объяснить, что некоторые больницы в технической документации по торгам на стирку стали выдвигать требование наличия у исполнителя медицинской лицензии по направлению «Дезинфектология». Следом потянулись и торги по дезинсекции и дератизации. Мало того, на руководителей предприятий проводящих эти работы без лицензии, стали заводить административные дела и угрожать уголовной ответственностью за незаконное предпринимательство.
Предприниматели так просто не сдались, во множестве регионов начались разбирательства в управлениях антимонопольной службы. Решения выносились противоположные, люди пошли в арбитраж, суды продолжаются по настоящее время. Еще больше путаницы внесли различные разъяснения. В Письме Министерства здравоохранения РФ от 13 июня 2018 г. N 27-3/3059454-468, сказано, что лицензия при осуществлении дезинфекционных работ нужна, если они выполняются в рамках оказания медицинской помощи. В Письме Минэкономразвития России от 22.02.2017 № Д28и-939 говорится, что Заказчик вправе установить требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности при осуществлении работ, услуг "дезинфектология", только если эти работы, услуги проводятся, оказываются в рамках оказания медицинской помощи. Но, в это понятие стороны вкладывали разный смысл пока Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 15 января 2018 г. по делу № А60-27966/2016 не сказал:
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».
Как видите, стало ненамного понятней. Судебная же практика пошла по такому пути. Если оспаривается административное наказание на должностное лицо, то лицензия не нужна. Если оспаривается решение контролирующего органа по обязательности наличия лицензии, то лицензия нужна.
На практике чехарда в технических заданиях продолжается. Где-то предмет торгов «стирка белья», где-то «технологическая обработка белья», где-то «стирка инфицированного белья». Причем дошло до абсурда, при описании работ медицинское учреждение с заведомо инфицированным бельем пишет «стирка», а учреждение психиатрического профиля «дезинфекция, стирка».
Давайте разберемся. Заказчик в описании предмета торгов указал перечень работ, в том числе дезинфекцию. Термин «Дезинфекция» имеет несколько значений. Это может быть и комплекс мероприятий, и совокупность способов, и система знаний по уничтожению микроорганизмов.
Существует пять основных методов дезинфекции: Механический, Физический, Химический, Биологический, Комбинированный.
Существуют разные методики дезинфекции: Кипячение, Сжигание, Фламбирование (обжигание), Орошение, Протирание, Погружение (замачивание), Засыпание.
Называют термином «Дезинфекция» технологический процесс в прачечной, а также существует программа стирки с названием «Дезинфекция». В результате непрофессионального подхода происходит подмена понятий и за работы по дезинфекции выдается работы по стирке с дезинфицирующим эффектом. Поэтому необходимо отличать технологический процесс «Дезинфекция» и технологический процесс «Стирка с добавлением дезинфицирующих средств».
Очень важно, что нормативная база обязывает медицинские учреждения работы по дезинфекции проводить самостоятельно. Так, п.4.7. МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях» говорит, что работы по дезинфекции, должны проводиться немедленно в санитарной комнате.
Таким образом, заказчики, которые в конкурсной документации указывают проведение работ по дезинфекции, ошибаются, так как больницы выполняют их самостоятельно. Это подтверждается тем, что документация не содержит ни метода дезинфекции, ни методики дезинфекции.
Ошибаются и те, кто называют белье инфицированным, подразумевая, что его необходимо продезинфицировать. Даже белье из инфекционных отделений больниц, после проведения дезинфекции перестает быть инфицированным. По технологии обработки белья его необходимо лишь постирать по программе «Стирка сильно загрязненного белья». Эта программа, конечно, предусматривает добавление дезинфицирующих-отбеливающих веществ, но от этого стирка не превращается в дезинфекцию. Цель стирки – удаление загрязнений, а цель дезинфекции – удаление микробов.
Резюмируя можно сказать, что при стирке белья включение требования по наличию лицензии к Исполнителю услуг является ошибочным, сужающим число лиц которые могут участвовать в торгах, ограничивающим конкуренцию. А значит не законным. Однако суды смотрят на это по-другому.
Эксперт по технологии обработки белья
Вольдемар Кальмарович
Любая работы – труд и терпение. Чтобы качественно выполнять поставленные задачи, нужно анализировать свои действия и шаги. На сайте https://theperson.pro описана информация о том, как обычный человек дослужился от простого рабочего дослужился до руководителя профсоюза.