Как известно, с 2013 года здравоохранение Архангельской области перешло на систему финансирования, при которой объём денежных средств напрямую зависит от количества пациентов и оказанных услуг. В связи с этим, во многих медицинских учреждениях региона стали возникать конфликты по поводу начисления заработной платы сотрудникам.
Новая система направлена на повышение конкурентоспособности медучреждений. При этом в теории выигрывают больницы и поликлиники с большим притоком пациентов. На практике же для получения достойной зарплаты врачам приходится загружать себя двумя ставками, непосильным количеством пациентов и кучей бумажной работы.
Ситуацию взялся объяснить губернатор области Игорь Орлов. «Люди говорят: «Нам обещали большую зарплату!». Как можно обещать большую зарплату, если нет пациентов,которых необходимо лечить? – заявил глава региона и напомнил, что на днях из-за неэффективного руководства были уволены главврачи Мезенской и Виноградовской центральной больниц.
Однако международный опыт диктует иное. Например, в Британии семейным врачам (аналог наших участковых терапевтов) в случае болезни одного из членов семьи просто перестают выплачивать зарплату. Логика такая – вам платят не за лечение, а за профилактику заболеваний.
Примерно того же принципа придерживался и основатель американской автоиндустрии Генри Форд. На одном из его заводов бригада работников получала деньги за то, что отдыхала. Это была сервисная бригада, которая отвечала за бесперебойную работу конвейера. Проще говоря — ремонтники. Они получали зарплату только, когда сидели в комнате отдыха. Как только зажигалась красная лампа поломки линии сборки, останавливался счетчик, начислявший им деньги.
По философии изобретателя поточного производства, хороший слесарь по ремонту определяется не тем, насколько оперативно он приходит на вызов или быстро устраняет неисправности станка. Качество ремонтера характеризуется наименьшим количеством вызовов. Руководитель компании должен платить ремонтникам не за вызовы, а за их отсутствие.