Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

А ну-ка, бабоньки! Рецензия на фильм «БатальонЪ» Дмитрия Месхиева

«У войны не женское лицо», - написала когда-то белорусская писательница Светлана Алексиевич, и была абсолютно права. Женщина на войне - это патология, её предназначение дарить жизнь, а не отнимать. Конечно, бывают исключения. Например, израильские девушки считают за честь отслужить в Армии обороны 21 месяц. Но это вынужденная привилегия, их готовят на тот случай, если весь арабский мир обрушится на маленький, но героический Израиль. Ему это давно обещают... 

У нас особым случаем была Великая Отечественная война. Моя двоюродная бабушка, ушедшая на фронт в сентябре 41-го с дипломом педиатра и переквалифицировавшаяся там на специалиста по торакальной хирургии (операции при ранении грудной клетки). Сразу по демобилизации вернулась к лечению детишек. Не любит вспоминать войну, хотя привезла с неё себе мужа, и ордена никогда не одевает.

Были на той войне и снайперши, и «ночные ведьмы»... но чтобы женщин готовили к рукопашным схваткам, о таком я не читал даже в самые перестроечные дни. Заметьте, что героини «А зори здесь тихие», с которыми чаще всего сравнивают участниц «Батальона», вошли в огневой контакт с противником в силу непреодолимых обстоятельств. А так, это были зенитчицы, находившиеся вдали от линии фронта. Могли погибнуть при бомбёжке, но никак иначе. Эх, если бы не тот вредный десант!

Совсем другую войну на преподносят в фильме Дмитрия Месхиева «Батальон». Вернее, не войну, а других женщин. Точнее, не женщин, а мужиков. Короче, всё другое...

Тут самое время немного истории. После Февральской по приказу Керенского формируется сначала один, а потом ещё почти дюжина женских «батальонов смерти». Сделано это было в отчаянной попытке прекратить братания с немцами, на которое подбивали большевистские агитаторы. Сами вспомните, сколько подобных пьяных лобзаний под шнапс, колбасу (с немецкой стороны) и гармошку (с русской) мы с вами видели в советских фильмах. Вечная мечта о мировой революции, слава богу, так и несбывшаяся. И появление патриотично настроенных амазонок должно было, как минимум, пристыдить мужиков-пораженцев.

Так вот, первой из таких «агитбригад», а также единственной, чьё формирование было полностью осуществлено, а сам батальон успешно побывал в бою на передовой, стала получившая в июне 17-го официальное знамя «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкарёвой». Примечательная, кстати, личность, о которой одной можно сериал снять. Классический вариант феминистки - мужьями (двумя) битая, на каторге побывавшая (ушла за мужем-уголовником), эта воительница дослужилась до унтер-офицерских погон. Была сурова и скора на руку - била морды что крестьянкам, что кухаркам, что княгиням, терпите, курвы, раз за оружие решили взяться. В итоге такую муштру выдержали 300 из изначально отобранных 1500. Представляете, что это были за дивы? Так что разжиревшие проститутки в стиле милитари, показанные нам в эйзенштейновском «Октябре» и якобы защищавшие Зимний дворец, не более, чем тупая большевистская пропаганда. То есть, женщины дворец действительно защищали, их за это потом долго насиловала пьяная матросня. Не героический, а очень грустный эпизод того октябрьского переворота... один из очень многих.

Именно подготовительный период - «школа молодого бойца», занимает добрую половину фильма. Самый тяжёлый период в армейской службе. Подробно он показан в картине Стенли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка», после просмотра которого понимаешь - советская армия мало чем отличалась от своего наиболее вероятного противника. Но там, у американцев, были призывники с двумя вариантами - или выдержать, или удавиться (что один из них и сделал). От Бочкарёвой же можно было уйти, что сделали, как гласит история, 4/5 добровольцев. В фильме нам показали лишь одну, которую выкинули как паршивую нашкодившую кошку. Видимо, такая нынче установка - патриотизма должно быть много.

Самым интересным (для меня) в этой истории могла бы быть мотивировка гражданок, рискнувших проверить себя на поле боя. С того и начинается - кто-то экзальтированно рвётся отомстить за павшего в боях с немчурой жениха Колю. Ну, а горничную посылают вдогонку присмотреть, только и она проникается духом патриотизма. Непонятно, с какого перепуга лично отправляет на бойню свою дочь генерал Татищев, вполне реальный исторический персонаж, не отрёкшийся от царя при аресте последнего в Царском Селе и расстрелянный в Екатеринбурге в 18-м. Кто-кто, а он-то знал, что творится и на фронте, и в войсках. Не говоря о самой дурище, бог знает куда попёршейся в состоянии беременности. Ведь не дворовая девка, не куртизанка, могла бы предположить, что от ЭТОГО дети бывают. А с кем у княгини могло случиться ЭТО? Значит, где-то за кадром осталась большая и несчастная любовь. Только о ней почему-то зрителю не рассказали.

Тут я просто не могу удержаться от того, чтобы уточнить - княгиню Татищеву играет актриса Мария Кожевникова. Она же депутат от «Единой России» при Госдуме. Она же Аллочка-Пипец из сериала «Универ», воплощение всего пошлого и недалёкого, что есть в современной России. Она же избалованная мажорка из фильма «Духless», которая трахается и бесконечно матерится в кадре (http://rusnord.ru/2012/2/31654). Вот как создатели «Батальона» прогнившее дворянство исподтишка приложили, со всей пролетарской ненавистью. Странно, что Колю Валуева не позвали на роль Керенского, они с Маратом Башаровым примерно одинаково «похожи» на реальный прототип...

Впрочем, Татищеву как-то вовремя убрали из сюжета, иначе было бы совсем непонятно, как с такими орлицами Николай II ухитрился Россию прос...ть, прости господи.

Личностные нестыковки, провалы сюжетной линии - основной и самый бросающийся в глаза грех «Батальона». Ибо, несмотря на массовые сцены боёв, перед нами всё-таки относительно камерная история, но никак не эпопея «Освобождение». На мой взгляд, в фильме наиболее удачно смотрится исполнительница главной роли Мария Аронова (моя любимая Ирина Рахманова просто затерялась в этом сонме бритых женских черепов, а ведь актриса огромного потенциала). Пронзительный взгляд, приковывающий к себе, особая пластика при довольно тучной фигуре. Но и её не обошло. Унтер-офицерша впадает в натуральную истерику, увидав первую погибшую из своих девочек. Вот те раз! Она что, не знала, куда из ведёт, к чему готовит? Или столкновение с бывшим мужем, который её просто размазывает в самом прямом смысле на глазах всего фронта. Да она после этого должна застрелиться, а не командовать! Ибо получается, что её жизнь прожита зря, она так и осталась поротой бабой. А где же месть её товарок при том разгуле феминизма, что безраздельно царит на экране? Как-то всё небрежно, непродуманно, отрывочно... или нам показывают лишь некоторую часть снятого материала, а где-то зреет полноценный сериал.

Несуразиц в фильме полно. Ладно бы джинсы из-под шинели выглядывали, сделаем вид, что не заметили. Но вот фраза - «Если хоть одна из солдаток не сдаст экзамен, весь батальон будет расформирован!». Это говорит генерал на экзамене. На таком, за который впору вручать краповый берет, подготовочка на уровне ДШБ (десантно-штурмовой бригады). При этом в другом кадре говорится о том, что немецкие пушки стреляют где-то под Петроградом. Помните, кого брали в ополченцы, когда немцы стояли под Москвой в сорок первом? Ушёл добровольцем мой дядя Вася, историк, с очками на минув восемь и палочкой для хромой с юности ноги. А нам втирают про разбазаривание людскими ресурсами.

Наш кинематограф беден на сюжеты о Первой мировой, разве что могу вспомнить вкрапления в фильмы про революцию. Вот и опять - ни быта, ни характеров, ни маломальского анализа случившегося с Россией в начале ХХ века нам не дали.

Но вред (именно вред) от фильма «Батальонъ» гораздо больше его исторической и художественной ничтожности. Кого нам показали? В сущности, милых, симпатичных девушек, которых превращают в... зверей. Да-да, именно так, если вспомнить реплику «Бочкарёвой»-Ароновой: «Ты убила его. Молодец. Ты же должна была его убить». Всё это с победным пафосом, который так удачно ложится на мозги, промытые телепропагандой. О финальной сцене, где «перековавшиеся» мужики-большевики бегут вместе с офицерами в атаку на врага, поднятые патриотизмом русских бабонек, я не буду писать из боязни запачкать клавиатуру компьютера. Друзья мои, это же не «Фронтовой сборник»... мягче надо, мягче.

... Намедни поздравлял с Женским днём подругу с «Мосфильма», художницу по костюмам, мы с ней 30 лет назад вместе работали на «Батальонах просят огня». Она опять подписалась на военную картину, съёмки в начале апреля. В её экспедиционном задании значатся - 3 немецких мундира и... 50 костюмов украинских полицаев. Догадываетесь, о чём будет фильм?

Маразм крепчал и колосился...

 

Леонид Черток

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (324)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20