В рамках Китайско-Российского ЭКСПО открылась неделя провинции Хэйлунцзян и день ее административной столицы — Харбина. С 2014 года по решению центрального правительства Китайской Народной Республики он официально стал главным городом сотрудничества с Российской Федерацией.
Отношения с историей
Впрочем, и до этого момента с северным соседом Харбин связывали давние и теплые отношения — как культурные, так и экономические. Напомним, на рубеже XIX—XX веков именно царская Россия построила Китайско-Восточную железную дорогу, сделав Харбин узловой железнодорожной станцией. По сути именно это стало главной причиной превращения маленького рыбацкого поселка в современный мегаполис.
В 20-е годы прошлого столетия Харбин стали называть восточной Москвой, ведь из 200-тысячного населения 50 процентов составляли эмигранты из России и Европы. В 40-х годах сотрудничество углубилось, и в годы второй мировой войны немало советских солдат отдали жизни за освобождение китайской земли от японских захватчиков. После войны Советский Союз помогал КНР строить заводы и фабрики, да и в последующие годы две огромные страны развивают все направления сотрудничества в области политики, культуры, образования и других сферах.
В 2016 году отмечается 15 лет со дня подписания Китайско-российского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве и 20 лет с момента установления стратегического партнерства двух стран. Российско-Китайское ЭКСПО стало единственным международным мероприятием, которое включено в совместную декларацию в рамках регулярных встреч премьер-министров КНР и РФ. Выставка проходит в третий раз, однако в России — впервые. До этого дважды хозяином ЭКСПО становился именно Харбин, имеющий почти 30-летний опыт проведения международной торгово-экономической ярмарки.
Отблагодарить инвестора
По словам мэра Харбина Сун Сибиня, настоящей движущей силой развития как экономики республики, так и российско-китайских отношений стали инновации. Харбин занимает девятое место среди городов КНР по совокупности научно-технических мощностей, имеет 50 вузов, два предпринимательских технических центра, в которых трудятся более 50 тысяч специалистов, постоянно задействованных в исследованиях и разработках. 30 академиков работают в областях машиностроения, роботостроения и проектирования наукоемкого оборудования. Одними только биотехнологиями занимается свыше 300 предприятий.
— За 15 пятилеток общее количество предприятий, внедряющих высокие технологии, приблизилось к 500 тысячам, а накопленная прибыль компаний от заключения договоров в высокотехнологичных сферах превысила 35 миллионов юаней, — сказал Сун Сибинь в приветственном слове на церемонии открытия Дня Харбина.
Вслед за укреплением научно-технической сферы в мегаполисе начался бум внедрения инноваций в производство. И здесь сотрудничество с Россией приносит свои плоды: эффект от создания международной платформы по обмену технологиями стал очевиден. В городе уже шесть раз успешно прошли выставки научно-технических достижений, созданы девять исследовательских центров, расширяются перспективы совместного использования продуктов интеллектуального сотрудничества.
Тем временем Китай постоянно совершенствует государственную политику льгот и преференций для инноваторов. Правительство страны приняло специальную программу для восстановления старых промышленных баз в восточном регионе КНР, а также программу развития Харбина: город назван пилотной территорией внедрения инноваций в сфере торговли с особым режимом налогообложения.
— Недавно главы наших государств опубликовали совместное заявление о дальнейшем углублении отношений. Мы постараемся воспользоваться этой возможностью, — пообещал мэр Харбина. — Мы ставим перед собой задачи ускорить создание платформ для внедрения в производство результатов научно-технической деятельности, работать над созданием сельхозлабораторий для расширения сотрудничества между провинцией и Свердловской областью, для чего предоставим инвесторам благоприятные налоговые условия, поможем в плане научной базы, техники, кадрового обеспечения.
Среди задач на будущее власти провинции называют создание офисов по инновационному сотрудничеству с Россией, открытие международных центров технологий и финансов, фонда высоких технологий, оказание адресной поддержки российско-китайским проектам, чтобы, как отметил господин Сун Сибинь, «своим участием и дружбой отблагодарить каждого российского инвестора».
Ворота в Азию
Когда-то только один Харбин давал 75 процентов торгового оборота всего Китая. Конечно, времена изменились, но уникальное географическое положение столицы провинции осталось прежним: город находится на пересечении важных торговых путей, в том числе в Россию и обратно.
В городе есть внутренний порт с возможностью смешанной перевозки контейнеров, речной канал Сунгари и много транспортных путей, соединяющих Россию с Китаем, а также охватывающих Северо-Восточную Азию. Это важный мост, через который туристы и бизнесмены из разных провинций едут в Россию и дальше, в Восточную Европу.
Из харбинского аэропорта регулярно летают прямые рейсы на Дальний Восток, в Москву и другие города нашей страны. За последние годы Харбин открыл 12 пассажирских и грузовых авиамаршрутов, установил дружественные отношения с 11 областями и городами России. В 2013 году впервые состоялся грузовой чартерный рейс Харбин—Екатеринбург. Только в первые четыре месяца 2016 года по этому маршруту было совершено 20 перелетов, воздушные суда перевезли в общей сложности около 400 тонн грузов на сумму 40 миллионов долларов.
Дальнейшее расширение торгово-экономического сотрудничества стало одной из важнейших задач властей Харбина. Главный акцент при этом делается на создании современной логистической системы, позволяющей принимать, накапливать и обрабатывать огромные объемы грузов в зоне беспошлинной торговли. К настоящему моменту Харбин уже стал передовиком в электронной коммерции: именно отсюда направляют самое большое в КНР число посылок в Россию — более 30 процентов объема интернет-бизнеса всей Поднебесной, и здесь же зафиксирована максимальная экспортная сумма трансграничных розничных продаж.
Фактически город уже начал прокладывать «Шелковый путь» Китай—Монголия—Россия как важную составляющую часть проекта «Один пояс, один путь», статус которого уже поднялся до уровня государственной стратегии. Так, в феврале нынешнего года открылся маршрут контейнерного поезда Харбин— Гамбург через Маньчжурию, Читу, Екатеринбург и Москву. Первый состав из 47 контейнеров с запчастями для велосипедов, посудой и продукцией легкой промышленности на сумму порядка 10 миллионов юаней отправился в Екатеринбург с вокзала Сянфан. Сегодня по маршруту уже осуществляется нормальное двустороннее движение. А еще в 2016-м открылся транзитный сухопутный маршрут Харбин—Пусан (Южная Корея) через Суйфэньхэ и Владивосток.
Акцент
Правительство КНР приняло программу развития Харбина: город назван пилотной территорией внедрения инноваций в сфере торговли с особым режимом налогообложения