Говорить «всё будет хорошо», пребывая в трудностях, — значит обманываться. Так считает клирик архангельского храма святой Ксении Петербургской священник Андрей Дорофейчев.
«Все будет так, как угодно Богу, — сказал отец Андрей в проповеди после богослужения в праздник Всех святых. — Мы отдаем свои жизни в руки Божии! Если мы говорим, что у нас все хорошо, то мы не хотим видеть проблемы и не хотим решать их — настолько самообольщение действует на сознание».
Человек укрепляется скорбями, считает отец Андрей: «В Священном Писании сказано, что невозможно спастись человеку, который не будет переносить скорби и испытывать их на себе. Посмотрим, что об этом говорят святые отцы? Они пишут о том, что тот человек, который говорит, что не имеет скорбей и не испытывает каких-то лишений и трудностей, находится в прелести или иначе в самообольщении».
По словам священника, нынешним людям не хватает благодати и помощи Божией: «Святые смогли воплотить евангельские истины в свою жизнь, а мы беремся за чрезмерные и самочинные подвиги, такие как вычитывание акафистов. Бьем дома поклоны, стараемся правильно исполнять предписания церковного календаря о пище, одеваемся, подобно ревностным христианам, и строго храним дни поста и праздников, но при всем этом не получаем той самой силы и благости, которой Господь осеняет сердце верующего, как у святых, которые отдали Богу все свое сердце и помышления».
Отец Андрей отметил, что знакомство с церковным укладом жизни и православным учением оборачивается для многих людей конфликтами с друзьями и неприятными перипетиями в семейной жизни. «Многие из нас начинают "терзать" своих ближних, — продолжил священник. — Это неправильное отношение, ведь святые так не поступали. Евангелие так же говорит совсем об ином отношении к ближним. Есть в народе прекрасная поговорка: "Словом наскучишь, примером научишь", а святой Серафим Саровский говорил: "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи", и святая Блаженная Матрона Московская говорила: "Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик", то есть каждый из нас будет отвечать сам за себя и за свое духовное состояние. Господь говорит, что кому не будет дано от Отца, тот не сможет прийти к Нему. Вера истинная обретается, а не по наследству передается».
Святость – это не чувство стерильности, полагает отец Андрей: «Святой не есть человек, который не имеет ни одного порока, сама Церковь – это не собрание святых, а толпа кающихся грешников. Если человек, приходящий в Церковь, осознавая свои пороки, постоянно просит: "Господи, помоги мне и прости меня! Наставь на путь истинный!", то он будет совсем по-другому относиться к ближним. Если в душе человеческой и в сердце не произойдет переключения мирской фазы на духовную и если покаяние не придет, то нельзя узреть всей Славы Божией и почувствовать благодати и радости, которую верные чада Христовы ощущают, когда приходят в храмы, стоят на службе, испытывают особое чувство любви ко всем окружающим, когда достойно причащаются и как будто "на крылышках" несутся домой, за всех на своем пути молятся и бережно в себе сохраняют Христа, пребывающего внутри них после принятия Святых Тайн».
Далее священник отметил, что действия святых непонятны для людей, грубых сердцем, ожесточенных суетой мира. Между тем, святые — это люди, которые прощают, которые любят по-настоящему евангельской любовью, покрывая недостатки и грехи ближних и считая себя недостойными всех и каждого, это те люди, которые свою жизнь готовы положить за Христа и за ближнего.
«Святые люди, если в чем-то укоряют нас, то тут же просят прощения, — сказал отец Андрей. — Если мы срываемся на таких людей в злобе и в гневе, клевещем на них, то эти праведники смиряются и берут на себя ответственность за ложное обвинение, ведь они знают, что Господь посылает им испытание и проверяет их на "вшивость", то есть на то, как они поведут себя в трудной ситуации, проверяет также их верность к Себе. Святые люди никак не противятся и не ропщут на Бога и ближних в трудных ситуациях, они имеют мир в сердце, и потому не раздражаются».
Отец Андрей пожелал всем быть добрыми христианами, стремиться к святости: «Мы с вами носим имена святых, поэтому должны знать жития их и стараться уподобляться этим святым. Вообще, чтение житий наставляет нас в вере, благочестии, благоговении и духовной жизни. Петровский пост, который иначе называется апостольский, посвящен воспоминаниям того, как апостолы путешествовали по миру и проповедовали Евангелие Царства Божия. Мы все в уподобление им принимаем спасительный пост на себя, чтобы излечиться от своих грехов и приблизиться к Богу. Будем в первую очередь не столько воздерживаться от пищи, сколько совершенствоваться душою. Господь смотрит на сердце человека. "Мясо ешь, людей не ешь", — говорил блаженный Николай царю Иоанну Грозному в Пскове, когда тот приехал убивать людей. Конечно, это не значит, что надо есть мясо в пост, нет, не надо искать себе оправдания и смягчения. Но я призываю вас быть достойными христианами, достойными сынами Божиими! Читая Священное Писание и просвещаясь от него, хотя бы понемножку, будем совершенствоваться, если будем относить прочитанное не в укор ближним, но к самим себе».
Завершая проповедь, священник отметил, что воздержание в постные дни наиболее благоприятствует участию верующих людей в таинствах Церкви: «Сейчас выпадает целый месяц постных дней, в которые можно достойно и часто приступать к таинствам Исповеди и Причастия. Во время поста нам нужно постараться увидеть больше своих грехов и их изъянов, чтобы очиститься от них и стать лучше. Пост и молитва — это два крыла птицы, которая летит на Небо. Итак, если у нас будет молитва и пост, будем приходить к Богу, будем возлетать к Нему, и Он будет подавать нам Свою благость и милосердие».
(по материалам пресс-службы Архангельской епархии)