В Архангельске проходит очередная перетряска руководящих кадров в СМИ. Говорят, это к выборам. Вот только события февраля…
«Ушли» главного редактора газеты «Архангельск» Елену Доильницыну. Это в заявлении об уходе написано «… по собственному желанию». На самом деле коллеги-журналисты только и обсуждают её крик души – «не хочу превращать газету в один сплошной пресс-релиз».
Увы, такая незавидная доля грозит любому изданию, имеющему финансовую подпитку из областного бюджета, условия те же, как когда-то при однопартийной системе, где перо приравнивалось к штыку и никаких дискуссий. Однако и тогда случались исключения. В середине 70-х газета «Московский комсомолец», печатный орган горкома ВЛКСМ столицы, публикует исповедь некоего Боба Юранова, который признаётся в том, что состоит в московской «стритовой системе» (объединение хиппи) и посыпает голову пеплом за бесцельно прожитые годы. На самом деле это была единственная на тот момент возможность публично рассказать о таком явлении, как неформальная субкультура, а псевдонимом «Боб Юранов» скрывались тогдашние студенты МИХМа, сегодняшние звёзды масс-медиа Андрей Орлов (поэт ОРЛУША) и Андрей Васильев («КоммерсантЪ», продюсер проекта «Гражданин-поэт»). Тот номер газеты за отсутствием копировальной техники перефотографировался и даже переписывался от руки, а статус «МК» взлетел на недосягаемую высоту (несмотря на крупные неприятности у тогдашнего главреда по партийной линии).
Доильницына не скрывала, что «не сошлась во взглядах» с не так давно назначенным руководителем Агентства по печати и СМИ при Правительстве области Натальей Ерёминой. Что странно, с Аллой Валуйских у неё таких проблем не было (или они не выносились на публичную площадку для обсуждений), а Наталья работает в Агентстве с 2011 года. Из чего сам собой напрашивается вывод – меняется в целом подход к информационной политике в сторону прилизанности и закрытости.
Но ведь это бред, особенно в эпоху интернета! Да и просто недальновидно. Тот же упоминавшийся ранее «Московский комсомолец» ещё при Лужкове имел славу «ершистого» издания, и не стеснялся нападать на столичного мэра. Однако в наиболее важные моменты (типа выборов или громких информационных скандалов) газета целиком и полностью вставал на сторону градоначальника, так как подпитывался (и продолжает) из городского бюджета. А критичного до едкости Минкина на страницах популярного издания прекрасно уравновешивает легитимный во всех смыслах депутат Хинштейн (фракция «Единая Россия»). Кто-то называет нынешнего главреда «МК» Павла Гусева мудрецом, кто-то бессовестным конформистом. Ему самому, насколько я знаю, всё равно, лишь бы газета процветала и тираж не падал. Что касается личных доходов… охота на экзотических животных – хобби не для бедняков, архангельским главредам есть, накого равняться.
Вот и вернёмся к делам нашим скорбным. Ротация кадров произошла в «Правде Севера» почти на пороге её столетнего юбилея. Вроде бы там проблемы экономического свойства – собственник аккумулирует свои ресурсы в единый медиа-холдинг под управлением своего проверенного топ-менеджера (Евгения Удалкина). Однако и у этого независимого (декларативно) издания успел случиться «эксцесс непонимания» с новым губернаторским пресс-секретарём, попросившим ещё в конце прошлого года присылать материалы, касающиеся непосредственно шефа, к нему на «читку». И ведь никто не может пока гарантировать редакторский профессионализм Ивана Новикова, который пришёл на эту должность с партийной работы.
Зачем это делается? Читал интервью Игоря Орлова одному местному интернет-изданию с ответами на не самые простые и лицеприятные вопросы… и вдруг возник живой человек, сомневающийся, ошибающийся. А явно заказная статья на Правде.ру, которую только ленивый не обстебал в соцсетях, подобострастная до тошноты, только опускает его имидж.
Кстати, у «Правды Севера» положение не проще губернаторского. Её печатную версию в основном читает старшее поколение, ностальгирующее по социалистическом позитиву. Когда молодёжь всё больше знакомится с ней посредством айфонов, этим остроту вплоть до экстрима подавай (если не чернуху). Как тут проплыть между Сциллой и Харибдой, большой вопрос, журналистское и тактическое мастерство. Надеюсь, приведённый выше пример «МК» им в помощь будет.
Однако для этого необходимо одно непременное условие – руководить информационной политикой на уровне области и крупных городов должны мудрые, дальновидные люди. Которых в обязательном порядке должны слушаться первые лица региона и муниципалитетов, доверять их профессиональному чутью. Иначе получится тот же конфуз, что и при губернаторе Киселёве, который стеснялся телекамер и фотовспышек, открыто не любил журналистов (те отвечали ему взаимностью) и постоянно обижался на них, что выглядело смешно и жалко. Был при губернаторе Орлове такой человек… увы для нас – выбрал собственную семью.
Есть и такая особенность, она же проблема, областного информационного поля – наши СМИ (как и политические партии) преимущественно «вождистского» плана. Мы говорим «Правда Северо-Запада» - подразумеваем Азовского, говорим «Волна» - подразумеваем Поплавского, говорим «Беломорканал» - подразумеваем Рудалёва… ну, и так далее. В каком из периодических изданий сегодня публикуется, например, Анатолий Беднов? Лично я его имя замечаю лишь в связи с отдельными «поморо-казацкими» проектами и статьями в федеральных СМИ. Кто-нибудь заметил, куда исчез Валентин Иванов, до этого претендовавший на неофициальное звание «самого острого пера Архангельска»? (От себя скажу – он в Коряжме). А где Олег Григораш, не только талантливый журналист, он замечательный поэт и писатель? (Работает в АГД, там стабильно и хорошо оплачиваемо). Фактически на продажу выставил себя бывший коллектив «Правды Севера»… о перспективах оного умолчу из вежливости.
Получается так, что у нас можно быть заметным только стоя во главе какого-либо издания. Что в корне неверное, ибо не всякий хорошо пишущий человек одновременно грамотный администратор и стратег. У исполнителей пропадает стимул к собственному росту, ведь журналисты любят не только деньги, но и известность.
Вы обращали внимание на то, что громкие имена в основном представляют оппозиционные издания, что не может нравится власти? Увы, но с этим придётся смириться, ибо критика всегда ярче «положухи». Значит, нужно уметь договариваться… и это опять к вопросу о гибкости и неординарности тех, кто отвечает за информационное пространство в регионе.
Этот год по всем приметам должен быть для СМИ: а) непростым; б) хлебосольным. Первое – из-за кризиса, второе – из-за выборов. Ну, а там – кто выживет. Других изданий для исполнительной власти у нас всё равно нет, и вряд ли они скоро появятся.