Опять приходится начинать с негатива на информационном поле. Если в прошлый раз речь шла об уходе, а по сути увольнении главного редактора печатного периодического издания, что высказала недовольство новой информационной политикой, то теперь под угрозой закрытия старейшая в регионе газета, ровесница Октябрьской революции, они вот-вот вместе отметят вековой юбилей. Или не так страшно, как Черток малюет?
Известно, что у «Правды Севера» сменился руководитель. С принципиальным уточнением – творчеством там продолжает рулить бывший главред Светлана Лойченко, поменявшая прежний статус на шеф-редактора (сразу предупреждаю, я не очень разбираюсь в этих табелях о рангах, надеюсь, зарплата осталась прежней), а вот администрирование и политика издания ныне в сфере интересов искушённого Евгения Удалкина.
То, что Удалкин – человек хозяина медиа-холдинга Якова Попаренко вряд ли вызывает у кого-то сомнение, да и они оба от этого не отказываются. Соответственно, замена произведена, в первую очередь, для того, чтобы увеличить прибыль от данного проекта. Достигается это путём увеличения тиража, сборов за размещение рекламы или, идеальный вариант, внешних вливаний. Последнее ставит издание в прямую зависимость от источника финансовой подпитки, это аксиома. Или в зависимость от одной из политических партий попадёшь (в год больших выборов это запросто), или от властей области, или города, или крупного политического игрока-олигарха (и где такого ещё взять?). То есть, все четыре изложенных варианта вряд ли понравятся рядовому читатель, потребителю исходного продукта.
В соцсетях рассуждают о провалах медиа-менеджмента, вспоминают про незнакомого мне коммерческого директора Дениса Кузьмина, при котором «Правда Севера» в середине нулевых приносила до миллиона долларов в год. Не знаю… возможно… в финансовые документы не заглядывал. Но помню, что журналисты «ПС» при таких доходах особо сытыми не выглядели, на работу всё больше пешочком. Да и редакция, в которой пару раз довелось побывать, носила на себе налёт совковости, евроремонтом и не пахло. Впрочем, готов поверить, что все доходы от той «Правды» шли исключительно на благотворительность… и не переубеждайте меня в обратном!
Есть такие, кто с ностальгией вспоминает времена социализм. Чтобы закрыли газету, в название которой стояло слово «Правда»… нонсенс. Хоть и стоило это удовольствие копейки три, о банкротстве никто и помыслить не мог. Следуй линии партии, пиши любую туфту, не умничай, не рассуждай… и гарантировано получишь свою «пайку» в размере 130-150 рублей. Да, ходила по стране шутка – «В «Правде» нет известий, в «Известиях» нет правды», но это никого не смущала – вся огромная страна жила условными понятиями. Я видел, как в деревенских сельпо селёдку заворачивали во вчерашний номер главного печатного органа ЦК КПСС – «с почты отдают, чтобы не сжигать» - тираж был такой, чтобы хватило каждому коммунисту, на идеологию не жадничали. Такие тогда были времена…
…а сейчас другие. Какие, мне объяснил ещё в 90-х друг моей юности, тогдашний шеф-редактор одного популярного федерального издания. Пока они работали в режиме еженедельника, то держались на уровне самоокупаемости (но без загулов с цыганами), и даже приносили кой-какую прибыль. Но пришёл новый хозяин с политическими амбициями, и газета перешла на ежедневный выпуск. На этом всё, подобный политический инструмент требует постоянных внешних вливаний. Тот же рекламодатель, как объяснил мне приятель, хочет, чтобы реклама его товара мелькала у читателя перед глазами минимум неделю на рабочем или журнальном столе хотя бы вкупе с телевизионной программа, а не шла после первого прочтения в помойное ведро. Оттого и создаются медиа-холдинги, где прибыль приносят глянец. и дайджесты, а имидж и авторитет ежедневные общественно-политические газеты. Конечно, Архангельск – не Москва, и здесь может быть всё по-другому… но что-то я сомневаюсь.
Что касается непосредственно «Правды Севера». Берусь предположить, что новый менеджмент решил остановится на выпуске еженедельной «толстушки», а в остальные дни работать в режиме электронной версии. Вполне логично, вряд ли даже пенсионеры, а именно они являются на сегодня целевой аудиторией печатных изданий, нуждаются в ежедневной газете. В этом же контексте редакции удобней ориентироваться на интересы читателя – если старшее поколение тоскует по позитиву, то поколению гаджетов скандал подавай и прочую движуху
Теперь об увольнениях в творческом коллективе, стон стоит по всему интернету. Да, и меня опечалил пост, что написала Марина Ледяева, а «Беломорканал»опубликовал: «В марте исполнилось бы 20 лет, как я работаю в ПС. Но теперь уже совершенно очевидно, что с газетой, которая стала моей жизнью, придётся расстаться. Всё хорошее когда-нибудь заканчивается...». Но с точки зрения собственника разумно устроить некую «ротацию кадров» в связи с переходом на новый стиль работы. В электронной версии будет уместна страничка колумнистов, работающих на гонорарной основе, когда поклонникам печатного варианта ещё долго придётся объяснять, что это за зверь такой.
Это я написал о позитивном варианте развития событий. Могу допустить, что на самом деле ситуация с «Правдой Севера» гораздо сложнее. Что ж, тогда остаётся надеяться на фарт Якова Попаренко… откуда он только не выплывал…
(на фото: "Правда Севера" встречается с Годзишем)