На территории губернии Рогаланд ведется основная нефтегазодобывающая деятельность Норвегии, работают крупные норвежские и иностранные нефтегазовые компании, осуществляется подготовка специалистов по нефтегазовым специальностям.
Интерес норвежцев к Архангельской области связан, в первую очередь, с освоением нефтегазоносных месторождений на арктическом шельфе России, где сосредоточено до четверти мировых запасов углеводородного сырья.
«Арктический шельф России, его северо-западный сектор, уже в настоящее время стал ареной подготовки к реализации крупномасштабных проектов. В связи с этим вполне закономерно, что Архангельск стал местом проведения международной конференции в рамках проекта «Северный морской коридор», - отмети в своем выступлении Николай Киселев.
По мнению Артура Челингарова, важнейшим фактором в развитии экономики Севера является его транспортное обеспечение. Роль морского флота в освоение нефтегазовых месторождений в Арктике с каждым годом возрастает, поскольку по существу он является единственным видом транспорта, обеспечивающим обустройство шельфов Тимано-Печорского и Приалмазного нефтяных месторождений, а также Штокманского и Ямальского газоконденсатных месторождений.
В настоящее время через северные порты западного региона России (Мурманск, Архангельск, Витино), нефтяные терминалы Обской губы, Варандейского месторождения осуществляется перевалка окола 40 миллионов тонн грузов в год. Около половины этого объема составляют нефтяные грузы.
При поддержке Минтранса России развиваются нефтяные терминалы в Печорском море. Компания «Газпром» устанавливает в Арктике первую стационарную ледостойкую платформу на шельфовом нефтяном месторождении «Приалмазное». Завершение работ по строительству платформы в Северодвинске и ее буксировка в Печорское море планируется в этом году.
Компания «ЛУКОЙЛ» увеличивает мощность терминала «Варандей» до 10-13 миллионов тонн. Отгрузочные терминалы и челночные танкеры ледового класса ресурсодобывающие компании строят за свой счет. Так для обслуживания терминала «Варадей» компания «ЛУКОЙЛ» строит на южнокорейской верфи три челночных танкера ледового класса ЛУ6 дедвейтом 70 тысяч тонн. Оператором этих судов будет судоходная компания «Совкомфлот», которая становиться ведущей компанией по транспортировке углеводородов в ледовых условиях Арктики.
Все эти факты позволяют утверждать, что у Северного морского пути - национальной транспортной магистрали России в Арктике - появился заказчик, считает Артур Чилингаров. А Северный морской коридор - это наиболее перспективная часть Севморпути, осваивать которую возможно только при участии заинтересованных иностранных партнеров.
Так, например, норвежская компания «Статойл» имеет несомненное технологическое преимущество в вопросах добычи и транспортировки нефти в условиях Крайнего Севера.
Проект «Северный морской коридор» в последнее время все чаще фигурирует в документах Евросоюза. Эта новая задача ЕС нацелена на создание транспортного коридора между российским Севером и континентальным побережьем Европы. Проект включает в себя 20 регионов в 9 государствах мира. При его реализации он объединит в единую транспортную систему территории, простирающиеся от Великобритании на юге, Исландии и Гренландии на северо-западе до Норвегии и России на северо-востоке.
«В ЕС готов доклад о транспортных путях из Европы в Россию. Приоритетными являются Черное и Балтийское моря. Поэтому у Норвегии и Росси общий интерес, чтобы «продвинуть» свои транспортные услуги в ЕС. И это связано, конечно, с предстоящей разработкой нефтяных месторождений», - заявил сегодня на конференции в Архангельске руководитель проекта «Северный морской коридор» Олаф Хауге.