
Историю одного несчастного дома в Коряжме рассказывают наши коллеги из издания «KOT’News”:
- О том, что рынок управляющих компаний (да и вообще всё ЖКХ) должен быть полностью государственным (муниципальным), мы говорили неоднократно. И с каждым годом это наше мнение всё больше подтверждалось различными уголовными делами в отношении директоров УК, различными ситуациями с жульническими сборами средств с жильцов хитрыми председателями и откровенным обманом со стороны УК обычных граждан.
За годы существования рынка управления домами УК (ТСЖ, ТСН) государство так и не смогло навести порядок в их работе, не выработало реальные механизмы контроля за соблюдением УК законодательных норм, кроме как через «смешные» штрафы от бестолковых госжилинспекций, так и не нашло способов воздействия на нерадивые УК. Поэтому управляшки (зачастую в сговоре с председателями домов) как занимались банальным растаскиванием средств жителей, так и продолжают этим заниматься, дуря головы жильцам и перекладывая всю вину за разрушающиеся дома на всех подряд, только не на себя.
В подтверждение наших слов давайте сегодня рассмотрим ситуацию с одним коряжмеским домом № 4 по пр. Ленина.
Вот такое обращение поступило нам в редакцию через форму обратной связи, цитируем:
«Здравствуйте, у нас проблема с домом по кап. ремонту ни один год уже идёт. В Коряжме обращались в администрацию к Рыжкову, которого сейчас сняли, к Васильеву и везде один ответ, что средств нет а было обещано в письменной форме, что 2025 году мы запланированы на кап. ремонт фасада здания аж с экономии даже в 2024 году. Но по каким-то причинам нас отодвинули. Дом 1961 года постройки, весь в трещинах глубоких, стоит на главной улице города, весь в «заплатах», и в нем проживает многодетная семья, дети инвалиды с детства и всем наплевать. Обращались в прокуратуру, в фонд по кап.ремонтам, в администрацию Цибульского, везде ссылаются на администрацию города Коряжма. Более молодые дома реставрируют, а наш отодвинули на 41 год, когда ему сто лет будет. Нам бы очень хотелось обратиться в средства массовой информации пока на нашем уровне, чтобы больше чиновников узнали о нашей проблеме. Может посоветуете нам, куда еще обратиться. Заранее благодарны».
После нескольких уточняющих вопросов заявителю, предоставления им копии ответов регионального правительства ситуация стала абсолютно понятна.
Давайте вместе её разберем.
Согласно ст.27 областного закона № 701-41-ОЗ Фонд капремонта осуществляет работы в соответствии с региональной программой капитального ремонта домов на территории Архангельской области. Региональной программой (постановление № 159-пп) ремонт дома запланирован на 2041-2043 годы. Казалось бы всё, какие еще могут быть вопросы? Ожидайте…
Но нет, можно и раньше, поскольку у нас в области есть еще Положение о краткосрочных планах реализации программы капитального ремонты (постановление № 472-пп), которые формируют органы местного самоуправления. Но тут все вопросы сводятся к одному – это наличие экономии средств у Фонда за прошедшие периоды, которых до 2026 года не будет. Вот теперь действительно всё, или ждите 2041 год, или экономии средств у Фонда за прошлые годы.
Справедливости ради отметим, что в данной ситуации региональный МинТЭК, Фонд капремонта и администрация губернатора Александра Цыбульского в своих ответах абсолютно правы, поскольку руководствуются нормативными и правовыми актами Архангельской области. Включение дома в краткосрочный план на 2025 год могло бы случиться, при наличии экономии средств у Фонда по итогам работы в 2024 году. Но экономии не оказалось. Что-то нам подсказывает, что и после 2026 году экономии у Фонда тоже не окажется.
Вот и получается «бег по кругу…».
Тут мы и подошли к главному вопросу, почему рынок по управлению домами должен находиться в ведении государства.
Судите сами: если бы управляшка была муниципальной и социально ориентированной на интересы жильцов (а не на зарабатывание денег), она могла бы по поручению муниципалитета:
1) провести инструментальное обследование дома (заказать строительно-техническую экспертизу) и при поддержке органа местного самоуправления добиться внесения изменений в региональную программу капремонта. Но ООО «Комплекс» это не надо, зачем им деньги тратить, им проще отправлять жильцов «бодаться» с Фондом и администрацией, тихонечко продолжая собирать текущие платежи по статье «содержание» и с «попкорном» наблюдать за происходящим.
2) помочь жителям организовать и провести общее собрание на предмет открытия специального счета для накопления средств по капремонту. А потом, по решению собственников, провести ремонт фасада в любое удобное для них летнее время.
Таким образом, вопрос бы и решился. А в текущей ситуации власти не могут помочь (в силу требований законодательства), а УК не хотят тратить свои «кровно заработанные».
А тем временем дом продолжает разрушаться. В квартирах сквозняки, плесень на стенах.
И что делать?
Знаете, учитывая, что эти переписки могут длиться годами, мы бы рекомендовали жителям дома решить вопрос быстро и радикально – отправить фотографии дома в Информационный центр СК России (можно даже через ВКонтакте) и указать, что управляющая компания оказывает услуги, не отвечающие требованиям безопасности, на фасаде дома трещины, в квартирах сквозняки, отмостка и цоколь разрушены и т.д. Тем более, что с учетом сложившейся судебной практики, все эти работы по надлежащему содержанию общедомового имущества считаются учтенными в действующем тарифе на содержание.
Поверьте, после взятия ситуации на контроль Александром Бастрыкиным и «дружеского» визита в дом следователей СК, управляшка вряд ли будет сидеть с «попкорном в руках» и равнодушно наблюдать за происходящими событиями.
Послесловие: а тут мы решили перечислить еще несколько плюсов от перехода рынка по управлению домами в ведение органов власти: подчиненность руководителей УК органам местного самоуправления. Упрощается «управляемость» рынком и появляется возможность влиять на нерадивых руководителей УК; контроль со стороны МСУ за тарифообразованием при управлении МКД, исключение необоснованных расходов УК из тарифов; отсутствие в муниципалитетах «брошенок» - домов без УК и далее, далее, далее…
И, пожалуй, самое главное, это исполнение прошлогоднего поручения губернатора области Александра Цыбульского главам округов Архангельской области: нищие бюджеты муниципалитетов, а не какие-то бывшие полуМЭРЫ, начнут получать исчисляемые миллионами, ежемесячные поступления в бюджет в виде части прибыли от деятельности муниципальных управляющих компаний!

все материалы