Проект «Северный морской коридор» (The Northern Maritime Corridor) направлен на создание в рамках Евросоюза транспортной системы морских перевозок. Уже сегодня проект территориально охватил ряд стран северо-запада континента, а также Мурманскую и Архангельскую области в Российской Федерации.
«Прежде всего, следует отметить, что проект «Северный морской коридор» (СМК) - глобальная инициатива Европейского Союза, направленная на создание благоприятных условий для увеличения объемов морских перевозок, развитие портов и инфраструктуры в странах-участницах проекта. С другой стороны, он также призван объединить в единую транспортную систему территорию, простирающуюся от Великобритании на юге, Исландии и Гренландии на северо-западе до Норвегии и России на северо-востоке», - отметил в беседе с корреспондентом ИА «RUSNORD» координатор проекта по РФ Владимир Харлов.
На первой стадии реализации данного проекта - в 2002-2005 гг. - перед его участниками стояла задача по созданию целостной концепции морского судоходства в регионе, а с 2006 года началась практическая стадия реализация проекта, которая продлится до 2008 года. На этом этапе участники проекта постараются найти экономические решения в области морской транспортировки.
В 2002 году, во время встречи президента РФ Владимира Путина с тогдашним премьер-министром Норвегии, впервые были озвучены планы по созданию проекта «Северный морской коридор». Прошло более четырех лет, и на лицо конкретные результаты: в первую очередь, это участие в проекте Мурманской, Архангельской областей и Ненецкого автономного округа. Одна из причин активного вовлечения северных областей России в проект - крайняя перегруженность Балтийских портов.
По данным Ассоциации морских портов России, суммарный грузооборот российских портов в первом квартале текущего года превысил планку в 103 млн. тонн, увеличившись на 9,5% к показателям аналогичного периода предыдущего года. А в абсолютном выражении рост составил почти девять миллионов тонн, что, по оценкам аналитиков АСОП, равняется порядка 70% от суммарного прироста за весь 2006 год. Причем 42,3 млн. тонн составила перевалка сухих грузов (+8,4% к уровню первого квартала 2006-го) и 61,8 млн. тонн - наливных (+10%). За три года объем перевозок железнодорожным транспортом в направлении российских морских терминалов увеличился более чем в полтора раза, в том числе по портам Северо-Западного бассейна более чем вдвое.
Представители СМК прогнозируют рост грузопотока сырой нефти через Архангельск и Мурманск к 2010 году до 20 млн. тонн, а к 2015 - до 40 млн. тонн.
СМК уже второй раз будет проводить конференцию в Архангельске.
Среди конкретных пунктов программы конференции - посещение иностранной делегацией форума Морского торгового порта Архангельска.
«Должны найтись те, кто увидят перспективы развития порта. Надо не остаться в стороне от проблем транспортировки углеводородного сырья, а для этого немало предстоит сделать для обучения персонала транспортных компаний, сертификации судов, то есть провести работу, которая позволит свести к минимуму риски при транспортировке нефти», - отметил Владимир Харлов.
В качестве одного из основных докладчиков на конференции поставлен руководитель Варандейского терминала (НАО), который расскажет о перспективах транспортировки углеводородного сырья на Северо-Западе России.
Политическая составляющая у СМК также есть - это проект договора между губернией Рогаланд (столицей нефтяного бизнеса Норвегии) и Ненецким автономным округом. Отметим, что у истоков этого договора стоял экс-губернатор НАО Алексей Баринов.
В ближайшей перспективе в связи с разработкой месторождений Арктического шельфа и Тимано-Печоры, где запасы углеводородов разведаны пока лишь на треть, актуальность транспортировки нефти в Европу и Соединенные Штаты возрастет многократно.
В связи с этим Россия и Ненецкий автономный округ разделяют стремление мирового сообщества сделать морское сообщение в Арктике надежным и экономически выгодным. Кроме того, «Северный морской коридор» способствует развитию территорий Северной Европы и укреплению международных связей.