Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

«7 дней Петра Семеныча». Прощальный поклон Тиграна Кеосаяна

Ушедший совсем недавно из жизни Тигран Кеосаян оставил свой 18-й фильм. Снимал он его за полгода до несчастья (кома). Вдова режиссёра (Маргарита Симоньян) рассказывает, что муж буквально влюбился в её рассказ и хотел успеть воплотить его на экране.

Что-то предчувствовал? Увы, два инфаркта у мужика, которому нет и пятидесяти, тот ещё звоночек. Плюс наследственность – папа Эдмон (автор трилогии о неуловимых, чью популярность в советские годы невозможно ни оценить, ни переоценить), ушёл из жизни в 59, брат Давид – чуть за 60. Генетика…

В последние годы Тигран снимал мало, всё больше занимаясь теледеятельностью на грани с политикой. Оценивать его в этом качестве сейчас не берусь и не хочу из уважения к детям покойного. Каждый человек, тем более, творческий, сам выбирает свою дорогу, а также память, которую оставит после себя. Помните у Пушкина: «Я памятник себе воздвиг…».

Сейчас речь о фильме, который по всем слагаемым должен стать исповедью, есть такое преимущество у художника перед остальными. Впрочем, каждый из творцов делает это в меру отпущенных ему небом способностей.

В последнем фильме Тиграна Кеосаяна два главных героя.

Начну со второго – это Адлер. Город-спутник вычурного Сочи, самого дорогого курорта со времён СССР. Только пожиже, цены пониже, отдыхающие попроще. Если Большой Сочи ориентирован на организованный отдых в гостиницах и санаториях, в Адлере всегда правил бал частный сектор. И главное преимущество – аэропорт, летишь в Сочи, прилетаешь в Адлер. Знаю примеры, когда местные сдатчики раскладушек так запудривали мозги неорганизованным курортникам, что те до отлёта домой были уверены, что отдыхают в Сочи.

Курорт – место особое, где с советских времён действует принцип «не обманешь, не продашь», он формирует психологию с раннего детства. Плюс мощная армянская диаспора. Вот такие вводные.

Первый главный герой – непосредственно Пётр Семёнович. Классический пример бывшего советского человека, для которого всё вчерашнее хорошо, всё сегодняшнее плохо. Пенсия – 10 000. Дом – хибара, которую и сдавать западло. Приработок – пляжная торговля пивом и раками (просто классика). Увлечение (оно же пропитание) - рыбалка. Возраст – чуть за 70. Семейное положение – вдовец. Фактическое положение – одинокий, доживающий жизнь старик. 

У Петра Семёныча неуживчивый характер постсоветского брюзги. Ему не нравится, что пляж стал платным и с него гоняют таких коробейников как он. Ему не нравится, что городской парк тоже платный, а его пенсия 10 тысяч, за всё не заплатишь. Даже для него, хотя он там в детстве деревья сажал.  Ему не нравится, что в парковом пруду теперь нельзя ловить рыбу. 

Но давайте вспомним. В советское время розничных торговцев кукурузой и чурчхелой, пива с раками не помню, гоняли и милиция, и дружинники. Мало того, при желании могли посадить за частное предпринимательство. В парках рыбу никогда не разрешали ловить по определению, хоть в платных, хоть в бесплатных. И я сам вырос под жалобы своей бабушки, что пенсии в 61 рубль ей ни на что не хватает. Дедушка вообще получал 39 руб., так как рано заболел и не мог работать. И это при первой группе инвалидности!

И вот однажды Семёнычу ставят смертельный диагноз. Предварительно, точный диагноз будет через 7 дней. То есть, неделю надо жить в ожидании оглашения приговора –мучительная смерть или помилование… не позавидуешь.

Семёныч не запивает, как сделали бы большинство мужчин в подобной ситуации, не пускается во все тяжкие («тяжкие» в его возрасте плохо работают), не кидается в благотворительность. Он продолжает своё существование городского зануды и чудака. И параллельно предаётся воспоминаниям о прошлом (камбэки по киношному).

И вот тут всплывают интересные подробности. Оказывается, в советское время Семёныч был не просто крутым, а суперкрутым – заведующим адлерским магазином торговой сети «Океан». За что и посадили, дав десятку, при всей общей жуликоватости советской торговли там воровали, как не в себя. Знаменитый процесс в реальности пришёлся на конец 70-х, сажали по «рыбному делу» до начала 80-х. То есть, наш герой вышел на свободу в самую Перестройку.

Даже, если представить, что у него при аресте всё конфисковали (а представить сложно, люди такого полёта делали по несколько нычек для нажитого непосильным трудом). В разгар кооперативного движения людей с таким опытом и с такими связями встречали у ворот зоны на «Мерседесах» и с шампанским. Ведь они теперь могли легально заниматься тем, за что их посадили.

Но и отсидеть от звонка до звонка десятку для Малого Сочи много чего значит, к таким со всем уважением. Семёныча же многие, в том числе, деловые, ни в хрен не ставят, из парка просто выбрасывают. Делаем вывод – где-то он в прошлой жизни наследил по нехорошему.

Я понимаю, автор литературного первоисточника могла по-женски не знать подобных нюансов бытия. Но не её муж-режиссёр, становление которого пришлось как раз на то лихое время.

Кстати, о времени, которое точно не обозначено. Но есть подсказка – дочь Семёныча уехала в Турцию за товаром и пропала на долгие двадцать четыре года. То есть, на экране мы видим середину прошлого десятилетия, вряд ли раньше. И такой гротескный Адлер, как в конце 90-х, я бы на месте аборигенов курорта люто обиделся.

Кстати о дочери. Пётр Семёныч встречает её как неродную, типа обиделся. Хотя нормальный папа упал бы на колени и обцеловал беспутного ребёнка с ног до головы, радуясь, что, хотя бы, жива-здорова. Конечно, дочурка тоже не подарок, пьющая, гулящая (в меру своих внешних достоинств), хочет продать осыпающееся «родовое гнездо», под которым «земля как чёрная икра». Однако известно – от осинки не родятся апельсинки, когда девочка взрослела и формировалась, папа срок тянул. 

И кого винить, кроме самого себя? Но Петру Семёнычу это и в голову не приходит, проще дочь выставить на ночную улицу. И со злой иронией сказать в адрес эмпатичной соседки-армянки – «привыкла всем с детства попы подтирать».

Понимаю, в задачу авторов входило добиться от зрителей максимального сочувствия к главному герою, не зря же на эту роль был приглашён милейший Фёдор Добронравов, вполне соответствующий своей фамилии. Однако, при перечисленных  выше «достоинствах», перед нами неприятный, злобный тип, профукавший собственную жизнь и не вынесший из этого никаких уроков. Маленький эпизод с олигархом, у которого похожие внутрисемейные проблемы, ещё ниже опускает Семёныча – у того хоть денег много. И явно тоже сидел, в то время в их возрастной группе только такие в люди и выбивались.

Знаю, что в мой адрес посыплются претензии – как можно писать такое о прощальном фильме усопшего?! Но Тигран, насколько я о нём слышал, был мужчиной и режиссёром, и он явно не обрадовался бы приукрашенному мнению о своей последней ленте, оно будет сродни жалости.

Пусть покоится с миром.

Леонид Черток 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Октябрь 2025 (162)
Сентябрь 2025 (394)
Август 2025 (372)
Июль 2025 (399)
Июнь 2025 (402)
Май 2025 (395)







Деньги


все материалы
«    Октябрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
(Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 81713 от 10.11.2021, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20