Северный морской коридор (СМК) - в последнее время все чаще фигурирует в документах Евросоюза, сообщает Мурманский бизнес-портал. Эта новая задача ЕС, финансируемая программами «Интеррег III», «Северное море и Северная Периферия», нацелена на создание транспортного коридора между российским Севером и континентальным побережьем Европы. Проект включает в себя 20 регионов в 8 государствах мира. При его реализации он объединит в единую транспортную систему территории, простирающиеся от Великобритании на юге, Исландии и Гренландии на северо-западе до Норвегии и России на северо-востоке.
СМК становится новым окном в Европу и для российских регионов. Развитие имеющихся уже портов Мурманск и Архангельск, а также строительство новых на Севере России может стать альтернативой перегруженным портам Балтийского моря. Проект «Северный морской коридор» (The Northern Maritime Corridor) направлен на создание в рамках Евросоюза транспортной системы морских перевозок. Уже сегодня проект территориально охватил ряд стран северо-запада континента, а также Мурманскую и Архангельскую области в Российской Федерации.
Завтра, 15 мая, в Архангельске начнется международная конференция, проводимая участниками проекта ЕС «Северный морской коридор» при финансовой поддержке Евросоюза. Как сообщил ИА «RUSNORD» координатор проекта по РФ Владимир Харлов, в конференции примут участие более ста специалистов из Великобритании, Голландии, Норвегии, Исландии и РФ.
По данным Ассоциации морских портов России, суммарный грузооборот российских портов в первом квартале текущего года превысил планку в 103 млн. тонн, увеличившись на 9,5% к показателям аналогичного периода предыдущего года. А в абсолютном выражении рост составил почти девять миллионов тонн, что, по оценкам аналитиков АСОП, равняется порядка 70% от суммарного прироста за весь 2006 год. Причем 42,3 млн. тонн составила перевалка сухих грузов (+8,4% к уровню первого квартала 2006-го) и 61,8 млн. тонн - наливных (+10%). За три года объем перевозок железнодорожным транспортом в направлении российских морских терминалов увеличился более чем в полтора раза, в том числе по портам Северо-Западного бассейна более чем вдвое.
Представители СМК прогнозируют рост грузопотока сырой нефти через Архангельск и Мурманск к 2010 году до 20 млн. тонн, а к 2015 - до 40 млн. тонн.
СМК уже второй раз будет проводить конференцию в Архангельске.
Среди конкретных пунктов программы конференции - посещение иностранной делегацией форума Морского торгового порта Архангельска.
«Должны найтись те, кто увидят перспективы развития порта. Надо не остаться в стороне от проблем транспортировки углеводородного сырья, а для этого немало предстоит сделать для обучения персонала транспортных компаний, сертификации судов, то есть провести работу, которая позволит свести к минимуму риски при транспортировке нефти», - отметил Владимир Харлов.
В качестве одного из основных докладчиков на конференции поставлен руководитель Варандейского терминала (НАО), который расскажет о перспективах транспортировки углеводородного сырья на Северо-Западе России.
Политическая составляющая у СМК также есть - это проект договора между губернией Рогаланд (столицей нефтяного бизнеса Норвегии) и Ненецким автономным округом. Отметим, что у истоков этого договора стоял экс-губернатор НАО Алексей Баринов.
В ближайшей перспективе в связи с разработкой месторождений Арктического шельфа и Тимано-Печоры, где запасы углеводородов разведаны пока лишь на треть, актуальность транспортировки нефти в Европу и Соединенные Штаты возрастет многократно.
В связи с этим Россия и Ненецкий автономный округ разделяют стремление мирового сообщества сделать морское сообщение в Арктике надежным и экономически выгодным. Кроме того, «Северный морской коридор» способствует развитию территорий Северной Европы и укреплению международных связей.
Фото Н.Гернета