Более 9 месяцев в Архангельском СИЗО под следствием сидит оперуполномоченный БЭП при УВД АО Чернов. и более 5 месяцев заместитель начальника следственного отдела СУ УВД АО Кухаркин.
В том, что их преднамеренно оговорил предприниматель Меджинян, в отношении которого расследовалось уголовное дело по фактам незаконного предпринимательства и у которого хватило предприимчивости заручится поддержкой органов ФСБ и с их помощью и за их же кровные деньги спровоцировать «взятку», давно уверены не только адвокаты и сослуживцы, но и все руководство УВД.
В материале «Оборотни против Оборотней ИА «RUSNORD» уже публиковал предысторию конфликта двух ведомств в регионе, но, ко всеобщему удивлению, руководство УВД не решилось выступить в защиту «своих». (Ах да, суд конечно разберется) Обращения адвокатов к должностным лицам следственного управления УВД, которые полностью в курсе нелепости и бездоказательности выдвинутого против их же сотрудников обвинения, наталкивались на «вежливое сочувствие»: «Да, мы все понимаем, они не виновны. Чистая провокация со стороны Меджиняна и сотрудников ФСБ».
А где же конкретные действия? Как, при столь значительных нарушениях, как Закона «Об ОРД», так и норм УПК РФ, дело вообще попало в суд?
Между тем, в суде уже разыгрывается очередной «показательный» процесс и вскоре сотрудники милиции имеют шанс получить реальный срок. Напомним, суть дела - подброшенная предпринимателем Медженяном за сидение водителя автомобиля милиционеров пачка денег в 350 000 рублей при проведении сотрудниками ФСБ оперативного эксперимента. Уголовное дело в отношении предпринимателя Меджиняна, работавшего без лицензии и допустившего крупную аварию на канализационном коллекторе в Архангельске, возбудили сотрудники СУ УВД с согласия органов а прокуратуры. Вина Меджиняна была на лицо, и прекратить в отношении его уголовное дело, которое вел следователь Кухаркин не было даже теоретической возможности, без ведома руководства СУ УВД и надзирающего прокурора. Но в недрах ФСБ обрадовались возможности «срубить палку». Сразу после устранения следователя и оперативника руками органов ФСБ, а затем и прокуратуры, Меджинян обращается в суд с требованием прекратить против него уголовное дело, якобы изначально возбужденное против него с целью вымогательства взятки, что и было его первоначальной целью.
Как сообщили ИА «RUSNORD» защитники подсудимых, на самом деле судить нужно Меджиняна и оперативников ФСБ за провокацию взятки. «Все оперативные мероприятия проведены с многочисленными нарушениями закона. Ряд оперативных мероприятий проведен без санкции суда. Документальное оформление не выдерживает какой-либо критики, оперативными сотрудниками ФСБ изобретаются новые формы документов, не предусмотренные ни Законом «Об ОРД», ни нормами УПК РФ. Изначально не имелось оснований для проведения оперативной проверки, так как фактически, что бы избежать установленного нормами закона срока ее проведения - до трех суток, сотрудники ФСБ фактически укрыли преступление от учета, не зарегистрировав его должным образом в КУСП,
Уголовное дело вообще возбуждено на пустом месте, так как сотрудники ФСБ, на момент проведения так называемого «оперативного эксперимента», намереваясь единолично пожать все лавры, не пригласили следователей прокуратуры, которые специально обучены фиксации следов и порядку действий при осмотре места происшествия, а самостоятельно стали совершать неизвестные юриспруденции мероприятия.
По закону, для проведения оперативных мероприятий нужны, как минимум, заявление гражданина. Человек предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного доноса, сообщает то, что ему стало известно и просит правоохранительные органы провести проверку.
Заявление в деле вообще отсутствует. Зато есть рапорт сотрудника ФСБ о том, что он получил «оперативную информацию.
Указанное обстоятельство гр-н Лукьянов И.А. мотивировал тем, что сроки, предусмотренные нормами УПК РФ, не позволяют в полном объеме провести все необходимые оперативные мероприятия, в связи с чем в органах ФСБ сложилась определенная практика оформления заявлений рапортами. (За такую практику в Архангельской области уже осуждались сотрудники МВД - как за укрытие преступлений - операция «оборотни в погонах»)
По представленным стороной защиты текстовой распечатке ПТП и проведенных оперативных мероприятий в период с 03 по 15 октября 2007 года, свидетель пояснил, что инициатива звонков и дальнейших встреч исходила не от Чернова и Кухаркина, а от Меджиняна, действовавшему по согласованию с сотрудниками ФСБ РФ по АО - обобщив - то есть от нас. При этом задал стороне защиты встречный вопрос - «Вы хотите сказать, что это провокация?»
Объясняя, как происходила первая неудавшаяся передача денег от Меджиняна милиционерам, Лукьянов пояснил, что проводилась негласная аудиозапись их разговоров. Меджинян действительно сказал, что у него в машине имеются деньги, но милиционеры на это ни как не отреагировали. По мнению сотрудника ФСБ, они шифровались, требуя, что бы Меджинян приехал к ним в следственное управление за повесткой.
В аудиозаписи второй встречи в тот же день - милиционеры предлагают Меджиняну взять повестку и прийти на допрос.
Основанием для проведения задержания Чернова и Кухаркина послужила фраза Меджиняна, которую Лукьянов услышал в прямом эфире о том, что он должен им еще 250. На основании этого свидетель Лукьянов сделал вывод о том, что 350 тысяч рублей (собранные сотрудниками ФСБ) Меджинян им уже отдал.
Так же Меджинян позвонил ему по телефону и спросил, почему же не задерживают Кухаркина и Чернова, так как деньги он им передал.
То есть, преследовать автомашину сотрудников УВД, при отсутствии какого либо разговора о передаче денег, а тем более требований их передачи, разговора, за что именно данные деньги получены, без уточнения - 250 единиц чего Меджинян хотел отдать послезавтра (грамм героина, борзых щенков) сотрудник ФСБ начал на основании того, что произвел в уме простое арифметическое действие - (со слов Меджиняна), вымогают 600 тысяч, 250 обещает передать послезавтра , следовательно 350 тысяч Меджинян уже передал.
Вот ведь в чем вопрос! Ни требований, ни обещаний, ни слова о переданных деньгах, а денежки то уезжают!
Конечно, можно было ненавязчиво остановить автомашину сотрудников милиции и, потупив взгляд в землю, сказать, что в их машине совершенно случайно обронили 350 тысяч, но разве это выход для сотрудников ФСБ! Чай не лохи, а силовая структура! Только захват!
Забыт приказ Генерал-майора Топчего А.А., который, санкционируя проведение оперативного мероприятия - «Оперативный эксперимент», в пункте №2 специально указал:
Меджиняну, в ходе личной встречи с Кухаркиным, Черновым, Грозовым, в случае выдвижения требований о предоставлении им денег, передать оговоренную сумму полученными купюрами.
При осуществлении оперативного эксперимента, не провоцировать подозреваемых на совершение незаконных деяний.
На основании чего, при наличии запрета от генерала ФСБ Топчего на провокационные действия в отношении Чернова и Кухаркина, с указанием на то, что деньги Меджинян имеет право передать только при наличии требований с их стороны о передаче им денег, при отсутствии требований, как таковых, что подтверждается всеми исследованными оперативными материалами, Меджинян «расстался» с деньгами в служебной автомашине под управлением Чернова, свидетель пояснить не смог.
На вопрос защиты, в связи с чем, на момент задержания Кухаркина и Чернова сотрудники ФСБ изобрели новое оперативное мероприятие, названное ими «Акт изъятия денежных средств, добытых преступным путем», (не смотря на то, что в ст. 6 «Закона об ОРД» содержится исчерпывающий перечень оперативных мероприятий, входящих в их компетенцию, в том числе и протокол «оперативного эксперимента»), свидетель сослался на рекомендации органов Прокуратуры.
Так же много вопросов возникло по видеозаписи задержания, приобщенной к материалам уголовного дела:
- почему не указано, кто проводит видеосъемку, кто руководит непосредственно задержанием Кухаркина и Чернова. Если присутствовали понятые, почему им не разъяснены права, обязанности и ответственность. Почему не разъяснены процессуальные права задержанным. Почему сразу же не были упакованы и опечатаны обнаруженные на коврике для ног за водительским сидением деньги.
Внятных ответов на эти и другие вопросы защита не получила.
В деле фигурируют аудио и видео - записи так называемого «вымогательства денег». Но в ходе прослушивания записей переговоров в суде - очевидно, что не было никакого разговора ни о передаче денег, ни о прекращении уголовного дела. Ни Кухаркин, ни Чернов не требовали что либо от Меджиняна, кроме одного - явиться на допрос 17 октября 2007 года.
А какова позиция нашего самого гуманного суда?
По словам адвокатов подсудимых, председательствующий даже не дал допросить в суде основного свидетеля - гр-на Меджиняна, сославшегося на ст. 51 Конституции РФ и отказавшегося вообще давать показания, при этом разрешил гос.обвинителю огласить ранее данные Меджиняном письменные показания.
Напрочь забыты справедливость, состязательность сторон, законность и беспристрастность!
Ссылки на 51 статью конституции (возможность не давать показания против себя, своего супруга и близких родственников) в данном случае не уместны, считают адвокаты, поскольку указанные лица не являются родственниками Меджиняна, и уж тем более не состоят в супружеских отношениях. Как свидетель, на основании ст. 307-308 УПК РФ, Меджинян был обязан дать показания относительно действий подсудимых Кухаркина и Чернова, которых сам же Меджинян и обвинил в вымогательстве.
Забыта ответственность свидетеля за отказ от дачи показаний!
Русский народ - изначально народ компанейский. Пятилетку за три года, все на Бам! Спокойно, без очередных «компаний» жить не может, чай не какие то там, отсталые из третьего мира. Видно по этому, время от времени руководство страны объявляет компанию против «оборотней в погонах», «лихоимцев губернаторов», ведет нещадную «борьбу с коррупцией».
Поиск «оборотней в погонах удачно завершился «посадкой» ряда участковых и оперов нижнего звена - не хрен и люди, не так бумаги пишут - отчетность важнее. Отрапортовали на уровне прокуратуры. Своего губернатора садить было жаль - посадили Ненецкого, чем мы хуже Волгограда, или Сахалина. Ну, а после начала нынешней «борьбы с коррупцией», все регионы вновь начали негласное соревнование в «показухе» и зарабатывании галочек. Каждое дело, которое можно натянуть на понятие «коррупция» становится на вес золота, чтобы показать яростную работу. Причем на каждом таком деле могут одновременно срубить «плюсик» как ФСБ, так и прокуратура. Однако, утверждают адвокаты милиционеров, следует учитывать, что обкатанная в данном случае в Архангельске схема «подставы» следователей, может получить широкое применение, и под следующий «заказ» могут попасть и те, кто просто молча кивал, соглашаясь, что с их коллегами творят полный беспредел. Единичка в отчетах область не спасет, а полковникам тоже хочется стать генералами, пусть и на чужих костях и судьбах. Тем самым, боязнь руководства архангельского УВД хотя бы призвать (не будем упоминать совесть) прокуратуру исполнять Закон, а не Заказ, может сыграть злую шутку в масштабах всего МВД.