Как следует из заявления, в представленном в окружную избирательную комиссию для регистрации партийного списка ЛДПР комплекте документов не оказалось заверенного списка членов партии. Наличие этого списка в соответствии с избирательным законодательством является обязательным при представлении документов избирательными объединениями. Отсутствие этого документа, также как и любого другого из указанных в законе, является для комиссии основанием для отказа в регистрации партийного списка кандидатов.
Явный «прокол» либерал-демократов обнаружился уже после окончания сроков подачи документов на регистрацию. Как выяснилось, косвенно в этой «недостаче» виноват Аппарат и руководство окружной избирательной комиссии. В подготовленной Аппаратом для представителей партий «памятке» сотрудники избиркома не указали этот список в перечне необходимых для регистрации документов. Несмотря на ошибку в «памятке», штабы остальных партий «ЕдРо», «КПРФ» и «СР» предоставили в комиссию все требуемые по закону документы, в том числе и заверенные списки членов партии на выдвинутых ими кандидатов. Именно это стало непосредственной причиной того, что несколько членов избирательной комиссии с правом решающего голоса не проголосовали за регистрацию списка ЛДПР. В результате этого количество проголосовавших «за» регистрацию списка ЛДПР, хотя у них и было на один голос больше, оказалось меньше установленного законом количества голосов необходимого как для принятия решения о регистрации, так и для отказа в регистрации.
В заявлении уполномоченного по правам человека в НАО Бориса Дульнева в частности отмечается:
Избирательная комиссия НАО рассматривала вопрос о регистрации списка кандидатов от ЛДПР дважды. Я лично присутствовал на втором заседании комиссии вместе с главным федеральным инспектором в НАО Владимиром Иевлевым, уже после того, как возникла проблема с регистрацией списка на первом заседании. Для уточнения обстоятельств я заявляю следующее:
1. Прокуратура округа действовала в пределах своих полномочий. Прокуратура округа проводила проверку по поступившему заявлению по фактам нарушений Устава ЛДПР и федерального закона «О политических партиях», регламентирующих порядок и процедуру проведения региональной конференции, на которой было осуществлено выдвижение списка кандидатов. Она выявила существенные нарушения, которые были допущены при этом, и письменно известила о результатах проверки избирком НАО, изложив свои рекомендации.
Я не имею информации о фактах оказания давления на членов ЛДПР с целью их отказа от участия в выборах, а также фактов оказания давления на избирательную комиссию. Поэтому я считаю, что такая «интерпретация» законных действий прокуратуры по проверке поступившего заявления должна остаться на совести представителей ЛДПР. По моему мнению, прокуратура НАО имела все основания по результатам проверки вынести соответствующее представление руководству регионального отделения ЛДПР и потребовать устранения выявленных нарушений.
На заседании избирательной комиссии, на котором я присутствовал, председатель комиссии Вера Кузнецова практически не предоставила возможности представителю прокуратуры выступить. В то же время представителям ЛДПР такая возможность предоставлена была в полном объеме. Они воспользовались возможностью для того, чтобы в достаточно грубой, скорее даже в оскорбительной форме выразить свое отношение к заключению прокуратуры и членам избирательной комиссии.
2. Члены Избирательной комиссии, не проголосовавшие за регистрацию списка ЛДПР, руководствовались прежде всего не доводами прокуратуры округа, а положениями закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». (далее - ФЗ). Одновременно со списком кандидатов, выдвинутым региональным отделением политической партии, в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом регионального отделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. При этом указанный список не может быть подменен справками о членстве в политической партии. Потому что эти справки предоставляются в соответствии с пунктом 2 статьи 33 ФЗ. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии, при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии. Как сообщил во время заседания заместитель председателя Избирательной комиссии округа Иван Евсюгин, официально заверенный список граждан, включенных в список ЛДПР, был представлен только в день повторного заседания избирательной комиссии округа. При этом от имени освобожденных членов избиркома НАО заместитель председателя комиссии озвучил мнение о том, что указанный список не является отдельным документом, так как, по мнению «аппаратной» части комиссии, представление списка является «внесением изменений и дополнений» к списку кандидатов, что, по их мнению, закон допускает.
При этом «аппаратная» часть избиркома НАО просто пыталась «выправить» свою собственную недоработку. Так как именно этот документ ими не был указан в перечне необходимых для представления в избирательную комиссию документов от избирательных объединений, подготовленном комиссией и врученном ею представителям избирательных объединений. Вполне очевидно, что избирательные штабы региональных отделений «Единой России», КПРФ и «Справедливой России», руководствуясь непосредственно требованиями закона, представили в избирательную комиссию все необходимые документы, а представители ЛДПР представили свои документы, руководствуясь рекомендациями избирательной комиссии округа. Следует отметить, что это не первый «прокол» окружной избирательной комиссии.
3. Закон запрещает оказывать какое-либо воздействие или давление на членов избирательной комиссии и на их волеизъявление. При формировании избирательных комиссий закон обеспечивает соблюдение баланса интересов и представительства различных политических партий в их составе. Именно поэтому члены избирательной комиссии с правом решающего голоса имеют полное право на собственное мнение и отстаивание интересов своих партий с позиции строго соблюдения избирательного законодательства на всех этапах избирательной кампании.
Во время заседания комиссии Иваном Евсюгиным было озвучено мнение о том, что ЦИК РФ все равно зарегистрирует список ЛДПР, но при этом нерегистрация списка ЛДПР «может иметь последствия вплоть до роспуска избиркома НАО за бездействие». После того, как этот аргумент не подействовал на членов комиссии, председатель избирательной комиссии Вера Кузнецова объявила «технический перерыв» для всех, кроме членов комиссии с правом решающего голоса, которым за закрытыми дверями без свидетелей, очевидно, попыталась объяснить последствия сложившейся ситуации. Не буду давать характеристику этим действиям в силу их очевидности.
4. В соответствии с требованиями пункта 13 статьи 28 ФЗ решения комиссии о регистрации кандидатов, списков кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. В результате голосования необходимого для принятия решения о регистрации списка ЛДПР количества голосов членов комиссии набрано не было. В силу очевидности позиций членов комиссии вопрос об отказе в регистрации списка ЛДПР на голосование не ставился, так как и для принятия этого решения необходимого количества голосов так же бы не набралось.
5. Претензии и обвинения, предъявленные лидером ЛДПР губернатору округа Валерию Потапенко так же несостоятельны, как те, что предъявлены прокурору округа Владимиру Иванову. Администрация и Собрание депутатов Ненецкого округа сделали и делают все необходимое и зависящее от них для нормального обеспечения и ведения избирательной кампании.
6. Следует также иметь в виду, что прокуратура округа проводила проверку по поступившему заявлению по фактам нарушений Устава ЛДПР и федерального закона «О политических партиях», регламентирующих порядок и процедуру проведения региональной конференции, на которой было осуществлено выдвижение списка кандидатов, и выявила существенные нарушения, которые были допущены при этом. Эти нарушения вполне могут быть установлены и в судебном порядке. В результате этого итоги выборов депутатов окружного Собрания могут быть поставлены под сомнение и оспорены заинтересованными сторонами в последующем установленном законом порядке.