Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Реформа для раздолбаев. «Глухарь в кино» Владимира Виноградова

 

...если бы не киноверсия «Глухаря», «первого сериал, которому веришь». Утверждение сие достаточно спорное, если вывести за рамки рекламного слогана. Мы-то с вами знаем, наша правоохранительная действительность ещё жёстче, чем показывают. Но я как-то сподобился посмотреть первые серии первого сезона. И... мне даже понравилось. Не банально, с юмором, персонажи живые, пусть и натянутые. Ну, так на то и сериал - стандарты, кинодопуски, малобюджетность...

...если бы главную роль не сыграл Максим Аверин. Не только один из самых интересных, пластичные актёров нового киновека, но и сын декоратора с «Мосфильма» Вити Аверина, с которым по экспедициям выпито ого-го. Ну, как тут не уважить дружка-коллегу?..

...если бы не реформа милиции, и её всенародное обсуждение. Президент нам говорит - надо начать с нуля вплоть до переименования в полицию. Авторы «Глухаря» утверждают - мы показываем голую правду, при других героях и взаимоотношениях наша правоохранительная система просто не сможет работать. Сие значит, как в милиции брали с задержанных, подозреваемых и пострадавших, так и будут брать. Как скрывали конфискованное у злодеев оружие по сейфам, чтобы в нужный момент пристрелить из него того, кого никак посадить не удаётся, так и будут скрывать. Как мирились с оперативниками типа Стаса Карпова, которые больше «крышуют», чем берут с поличным, а могут просто банду расстрелять, чтобы завладеть общаком, так и будут мириться, лишь бы ещё хуже не прислали. «Не мы такие, жизнь такая» - ничего с ХХ века не меняется...

Тот, кто смотрит сериал «Глухарь», знает - надежда каждого попавшего в беду терпилы лишь в том, чтобы по приходу в милицию с заявлением о краже (ограблении, угоне, изнасиловании, драке, убийстве...) нарваться на двух весёлых раздолбаев - Глухарёва и Антошина. Ну, или на одного из них, второй обязательно подключится, ведь они друзья со школы.

Ну, а кто не в курсе? Например, зритель, который принципиально не смотрит телесериалы, зато с похвальной регулярностью ходит в кино, я лично таких знаю немало. Тому просто беда, сразу и не угадаешь, кто есть кто. Вот и хлопали глазами в тёмном зале эстеты, телеящик презирающие. Им совершенно не понятно, что обмывало Пятницкое РУВД в ресторане, с которого и началась завязка сюжета всего фильма. Конечно, в соседнем кресле обязательно найдётся тот, кто подскажет - обмывают возвращение Сереги Глухарёва после ранения, а так же снятие подозрений в организации ложного покушения на самого себя с лейтенанта Коли Тарасова. Там вот какая история приключилась... Стоп, уже пошли финальные титры, незачОт...

А ведь этому несведущему зрителю так и не успели объяснить, почему сложились настолько неформальные отношения у начальницы  РУВД с начальником следствия. Откуда-откуда, да спят они вместе, вот откуда! Об этом известно не только на Петровке и в Генеральной прокуратуре, но всем бандитским группировкам района, а так же дворникам Центрального административного округа столицы. И совершенно непонятно, почему подполковник Ира Зимина свободно встречается со своим возлюбленным Глухарём, которого «ищет пожарные, ищет милиция, ищут спецслужбы нашей столицы». Неужели не догадались пустить за ней элементарный хвост, раз уж прессануть влюблённую бабу субординация не позволяет? Нет, тут реформируй - не реформируй...

Понимаю продюсеров производящей кинокомпании «Dixi» (отдельные слова им я посвящу чуть позже) в их благородном стремлении максимально задействовать в съёмках всех персонажей популярного сериала, разовая дневная ставка в кино больше, чем на съёмках телепродукции.  Но обидно. Милый Коля, единственный мент-романтик, проживающий сегодня в Москве, появился в паре эпизодов. И то, он больше стрелял, чем возмущался окружающей действительностью и пытался перестроить несовершенный мир. То есть, выполнял не свойственные себе по сериалу функции. Один раз мелькнул симпатичный чудаковатый Агапыч со своим не менее чудаковатым напарником, оба вечные старлеи. В телевизоре из них профессионалы следствия просто никакие, зато добрые и порядочные ребята, за что на работе и держат. А на большом экране они же пытаются содрать со своих попавших в крутую беду друзей триста баксов за подержанные шмотки. Так кому верить, кино или сериалу?

Мне искренне обидно за Стаса Карпова. Этот образчик российской законности и ментовской философии легко тянет на отдельный сериал. Сколько же в мужике всего намешено! Из-за таких, как он, у нас бандиты перестали днём появляться на детских утренниках и крышевать старушек, торгующих у метро укропом. Но именно из-за них наша милиция нуждается в срочной перестройке, Грязный Гарри по сравнению с ухоженным Стасом просто пионервожатый. А уж как умеет Карпов разруливать сложные ситуации, особенно с участием ОПГ, это песня. Но в фильме он мне запомнился лишь телохранителем подруги Дениса Антошина. Нельзя же так разбазаривать роскошную фактуру, с ней на экране и так бедушка-беда.

Не могу не сказать об упомянутой подруге Антошина. То, что гаишник одно время жил с работающей проституткой, редко, но бывает. То, что он вывел её на путь праведный, сам став при этом оперативником, то же встречается в природе. Но почему с такой страшной? Как с таким фейсом эта киевлянка ухитрялась работать в недешёвых борделях, я просто теряюсь в догадках. На обочине Ленинградки стоят путаны более приятной наружности, но за меньшие деньги.

Конечно, всех нюансов этой непростой биографии нам с большого экрана не рассказали, хронометраж не позволил. Зато успели выставить Настю полной дурой, рот не затыкающей. Как мужик, проникаюсь к Денису искреннем сочувствием - это чем же и за что она его держит? Неужели такую задачу ставили пред актрисой Болтневой создатели? Вряд ли. Просто Марина играет так, как умеет и что умеет. Понимаю, дочка гениального и рано ушедшего Андрея Болтнева (Кротов, Иван Лапшин...), в кино почти не снимается. Но и о зрителе забывать нельзя, об его нервах и эстетическом вкусе...

В сюжет фильма органично вписался Алексей Серебряков. С одной стороны - суперкиллер, с другой - любящий муж и отец дочери инвалида, с третий - полковник Управления собственной безопасности. А немного ли на одного ссученного офицера повесили при, прямо скажем, немудрящей истории? Ладно, в сериал он по любому не перейдёт, застрелили за 10 минут до финальных титров.

Да, пару слов о сюжете, а то забуду. Эти Шерочка с Машерочкой - Глухарёв с Денисовым - вляпались в историю убийства старшего сына крупного бизнесмена, почти олигарха. Понятно, что у последнего хватило средств пустить целую свору по ихнему следу. Все подозрения зрителя падали сначала на младшего сына богача, который автоматически становился единственным наследником, но в конце выясняется, что главный злодей всё-таки папочка. За что и ловит пулю от отпрыска, вот, собственно, и всё...

Фильм откровенно плох. Первое, что режет по глазам, это его малобюджетность. Постановочная бедность такая, что она скрадывает даже оригинальную музыку Алексея Шелыгина. Кто таков? Скажу только - автор саундтрека к «Бригаде», нужны ещё рекомендации? В общем, наш российский Энио Морриконе, говорю это без преувеличения. И при таком музыкальном оформлении, ни одной захватывающей погони, ни одной зубодробительной драки, ни одного головокружительного трюка. А ведь анонсировался «Глухарь в кино», как комедийный боевик, а не полицейская комедия. Повторяя - БОЕВИК, это ко многому обязывает. Хотя и комедии я там не заметил, как ни принюхивался, шутки до «Комеди-клаб» не дотягивают.

Короче, продюсеры сериала решили слупить по лёгкому бабла на популярном названии, особо не впадая в расходы. Вроде, и интересный эксперимент - не сериал, вытекающий из популярного кино, а совсем наоборот. Но настолько провальный, что и повторять опыт не стоит. Впрочем, за финансовый провал ленты я не ручаюсь. Расходы, на мой взгляд, такие, что вполне могут окупиться за пару показов в прайм-тайм на федеральных телеканалах. Соответственно, билеты, купленные несколькими сотнями тысяч мужиков, захотевших в законный выходной тупо поржать не на диване, а в кресле кинотеатра с поп-корном в обнимку, идут в чистую прибыль.

Я неплохо знаю продюсеров «Глухарей». Генеральный, Фима Любинский, из кинооператоров. Когда-то он очень вовремя скорешился с самым первым клипмейкером новой России Сашей Левиным («Нам пора и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора» -это его песенку мы распевали ещё до путча). Оба друга давно забыли о первоначальных профессиях, в кино такое частенько случается.

Ну и что, мало мы дешёвеньких поделок под голливудский экшн в своей жизни видели? И речи нет, если бы не финальный монолог Глухарёва, поддерживающего голову израненного Антошина, и обращенный к злодею-олигарху. Вот, говорит Серёга, моё богатство - мой друг, он за меня готов умереть, а кто тебя, олигарх, любит, кому ты нужен? Почти как в «Брате-2»: «Ты, американец, говоришь, что сила в деньгах, а я думаю, что в правде». Именно эта фраза вывела самый популярный фильм Алексея Балабанова на совсем иной уровень. Значит, давайте и мы отнесёмся к «Глухарю в кино» с изрядной долей серьёзности.

То, что напарник готов умереть за напарника давно прописано в негласном милицейском кодексе. Тут вспоминать и перечислять замучаешься, сколько раз мы видели подобное, от их «Смертельного оружия» до наших «Ментовских войн». А ещё шли на смерть за Ленина, за Сталина, так что это как раз не показатель. Но ведь и злодей-бизнесмен, какой-нибудь бывший второй секретарь обкома, не на голом месте вырос. Таким он стал, в том числе, благодаря продажным ментам, которые не защищают бесплатно, и чиновникам, живущим не по закону, а по понятиям.

Мужчина-зритель не может не сочувствовать персонажу Серебрякова, убивающего ради жизни собственной дочери. Каждый из нас может оказаться в таком положении, но не каждый умеет метко стрелять. Но в любой другой нормальной стране у полковника спецслужб подобной проблемы нет и быть не может, там самой дорогой медицинской страховкой защищена его бывшая семья, не то, что действующая.

По городу носится сонм милиционеров с распечатками фотографий подозреваемых. У Глухарёва с Антошиным с ними разговор короткий - или разоружить на раз-два, или тремя фразами объяснить, что они не виновны, и все верят. Сами же наши герои в свободное от нелегального положения время из сострадания отпускают наркоторговку. Как будто заранее знали, что её брат-оптовик когда-то в первый раз залетел на зону из-за их собственного фирменного раздолбайства. Ну, Робин Гуды нашей столицы, да и только! А нет бы благородным ментам подумать, что эта сладкая парочка родственников, умеющая не только помнить добро, но и прощать зло, уже завтра у школы будет «толкать кислоту» нашим детям? Ну, а дальше сами школяры выйдут на промысел. И кто-то ещё надеется с такими полицейскими побороть наркомафию?

Дмитрий Анатольевич, вы с теми, о ком кино снимают, решили реформу проводить, то мне искренне жаль. Не вас персонально, вы-то по улицам поздно вечером не ходите. Всех нас...

Леонид Черток          

Фото: http://www.film.ru/


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Июль 2020 (97)
Июнь 2020 (303)
Май 2020 (296)
Апрель 2020 (299)
Март 2020 (291)
Февраль 2020 (230)



Деньги


все материалы
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20