Прокуратура Италии утверждает, что действия капитана Франческо Скеттино привели к катастрофе, а также обвиняет его в том, он покинул судно до окончания эвакуации пассажиров.
В итальянскую прессу просочилась информация о переговорах между капитаном и береговой охраной. Эта запись подкрепляет утверждения о том, что капитан покинул корабль раньше многих пассажиров. Как следует из этих переговоров, опубликованных в газете Corriere della Sera, начальник порта Ливорно Грегорио Де Фалко несколько раз требовал от капитана, чтобы тот вернулся на капитанский мостик и помог эвакуации пассажиров.
Честно говоря, когда ЭТО читаешь, возникает ощущение, что перед тобой сценарий сатирического итальянского фильма времён «Амаркорда»: «Послушайте, Скеттино, может, вы и спасли себя, но я вас выставлю в очень плохом свете. Вы за это заплатите. Черт побери, вернитесь обратно на судно!» (это реплика Де Фалко).
Капитан Скеттино отказывается, заявлял, что на борту и так достаточно спасателей, а кроме того вокруг «слишком темно и ничего не видно». Он категорически отказывался вернуться на борт "Коста Конкордия", чтобы помогать спасать пассажиров. На это Де Фалко саркастически вопрошает: «Так что вы собираетесь - отправиться домой, Скеттино? Уже темно, и вам пора домой?». Капин делает вид, что не понял интонацию...
Береговая охрана Италии убеждена, что капитан Скеттино так и не вернулся на борт судна. Вскоре после этого он был арестован и содержался в предварительном заключении. Во вторник капитан Скеттино заявил в суде, что не мог вернуться на борт судна, так как оно резко накренилось. Он также заявил, что после того, как судно напоролось на подводную скалу, он совершил маневр, который помог избежать еще большего количества жертв.
После заседания суда его адвокат Бруно Лепоратти сообщил, что судья решил освободить капитана из предварительного заключения и отпустить его под домашний арест. Прокурор Франчеко Верузио, который утверждал, что капитан может скрыться, оказавшись на свободе, заявил, что не понимает причин такого решения суда. Однако ему оппонируют журналисты - катастрофа «плавучего города» получила такой международный резонанс, что главный фигурант физически не сможет далеко уйти от правосудия, его легко опознает любой школьник. С другой стороны, Скеттино пора бы начать платить по счетам хотя бы собственным неудобством.
По словам местных властей, до сих пор не найдены 19 пассажиров (эта цифра имеет тенденцию к изменению в обе стороны). Среди них граждане Германии, Италии, Франции и США. Не обнаружены и четверо членов экипажа - из Италии, Венгрии, Индии и Перу. Так же отмечается, что среди погибших превалируют лица пенсионного и предпенсионного возраста.
Морской бюллетень Lloyd's List проследил курс лайнера в пятницу по информации навигационных систем и сравнил его с предыдущими плаваниями по данному маршруту. Согласно графику, опубликованному изданием, судно значительно отклонилось от обычного курса.
Ко всем прочим бедам, всё больше обеспокоенности вызывает потенциальная угроза окружающей среде в случае, если судно развалится и из него вытечет 2300 тонн топлива, запасённого для семидневного путешествия по Средиземному морю. Вдвойне обидно, что местность, где произошло крушение, известна чистой водой с богатой морской живностью и кораллами.
Сразу после того, как будет объявлено о завершении спасательных работ, специалисты голландской компании SMIT начнут пробираться к 17 топливным цистернам, в которых находится более 2 тысяч тонн горючего. Представители фирмы говорят, что на эту операцию может уйти несколько недель.
Франческо Скеттино обвиняют в том, что он бежал с борта судна. Береговая охрана Италии убеждена, что капитан так и не вернулся на борт судна. Вскоре после этого он был арестован и содержался в предварительном заключении. На первом же слушании в суде в минувший вторник он заявил, что не мог вернуться на борт судна, так как оно резко накренилось.
Скеттино также сказал, что после того, как судно напоролось на подводную скалу, он совершил маневр, который помог избежать еще большего количества жертв. Однако по показаниям очевидцев, в самый ответственный момент, когда ещё можно было что-то предотвращать, это «морской волк» развлекался в палубном ресторане с двумя спутницами, одной из которых была уроженка Молдавии, а когда электрики вырубили свет, требовал от официанта, чтобы ему подали десерт. Фарс, да и только...
Между тем, на борту судна в тот момент находилось 4200 человек. Некоторым пришлось добираться до берега вплавь, так как судно столь сильно накренилось, что спустить на воду все шлюпки оказалось невозможно. При таком количестве народа можно смело сказать, что ещё легко отделались.
Морской бюллетень Lloyd's List Intelligence проследил курс лайнера в пятницу по информации навигационных систем и сравнил его с предыдущими плаваниями по данному маршруту.
По данным морского бюллетеня, в августе «Коста Конкордия» приблизилась к острову Джильо еще ближе, чем в этот раз. 14 августа судно прошло всего в 230 метрах от острова, когда местные жители там справляли праздник Ночь Святого Лаврентия. Насколько известно, это отклонение от обычного курса лайнера тогда было одобрено компанией Costa Cruises, которой принадлежит круизный лайнер.
Представитель Costa Cruises заявил в понедельник, что компания не утверждала, не одобряла и не знала о последнем отклонении от курса. Однако редактор вышеупомянутого бюллетеня Ричард Мид в интервью Би-би-си сказал, что «заявление компании о произошедшем, о капитане, сделавшем неправильное решение, выглядит менее убедительно. Судно шло таким же маршрутом всего несколько месяцев ранее, и капитан должен был знать об этом».
Итальянские
СМИ и юристы считают, что Франческо Скеттино, в случае признания его виновным в
непредумышленном убийстве и намеренном оставлении людей и судна в «смертельной
опасности» - такова формулировка одной из статей итальянского уголовного
кодекса - грозит до 15 лет тюрьмы.
При этом наши российские туристы, которых на борту «итальянского «Титаника»
оказалось больше сотни (лайнер класса «комфорт-люкс», круиз, соответственно, не
из дешёвых) практически в один голос говорят спасибо простым итальянцам,
принявших посильное участие в их незавидной доле. Накормили, напоили, отогрели
и одели - у большинства спасённых вещи и документы остались в полузатопленных
каютах. Как тут не вспомнить наших родных российских таксистов, которые из
каждого теракта делают сверх доходный бизнес. А вот кто заслужил нарекание, так
это наше консульство в Лигурии, которое оказалось не готово к приёму такого
количества беспаспортных и безденежных клиентов. Впрочем, никто и не
сомневался...
«Не верьте, если скажут, что посольство помогало», - заявил один из наших туристов в интервью, данном им в зале прилётов аэропорта «Шереметьево-2». По его словам, консульские работники требовали с потерявших личные вещи и документы в катастрофе деньги за оформление справок и фотографии. Он добавил, что расходы на перелет россиян на родину взяла на себя компания, владевшая затонувшим судном.
В то же время глава российского МИД Сергей Лавров заявлял ранее, что считает необоснованными претензии к российскому посольству в связи с бездействием в ситуации вокруг крушения Costa Concordia. «Как только посольство наше узнало о том, что произошло, а это было примерно в 200 км от Рима, туда поехал наш представитель, он сразу связался с итальянским штабом спасательной операции рано утром 14 января. Наши генеральные консульства в Милане, Генуе и Марселе тоже были сразу подключены», - сказал министр. Верится почему-то не ему, а туристу.
По свидетельству очевидцев, 42 туриста из России несколько дней находились в маленьком итальянском городке без денег, вещей и документов, рассчитывая только на сострадание местных жителей. На их глазах увозили филиппинцев из обслуги лайнера, за японцами прислали специальный вертолёт, трёх чехов увезли подальше от места катастрофы. Наши же находились в привычном для себя положении бедных сирот, ими не занималось ни посольство, ни туристическая компания.
Ну, а если посмотреть на ситуацию в общем? Кое-кто видит в беде, постигшей круизный лайнер, зловещее предзнаменование
В этом году, когда решается вопрос о том, утонет ли евро или останется на плаву, нам явлена идеальная картина финансовой экстравагантности - о скалы разбивается громадный морской дворец стоимостью в миллиард долларов, который в 2006 году, когда его спустили на воду, был крупнейшим в Европе. Как и в 1912 году после гибели «Титаника», за катастрофой последовала волна обвинений и вопросов: не была ли она очередным примером того, как роскошь ставится выше безопасности? Может быть, этот морской мега-отель с множеством кают на верхних палубах, торговыми центрами и бассейнами, сев на мель, просто потерял остойчивость? «Коста Конкордия» могла взять на борт вдвое больше пассажиров, чем «Титаник», хорошо, что обошлось, как у нас говорится, малой кровью. Вот и возникают мысли, что случившееся - кара небесная за вульгарную жажду к роскоши и удовольствиям в тяжёлый для всей Европы момент, так же и гибель «Титаника» замкнула собой эдвардианскую эпоху.
Собственно, как и сто лет назад, люди на лайнере находились перед нравственным выбором. Кто-то спасал свою маленькую, но такую бесценную жизнь, попутно не забыв проверить в кармане пухлый бумажник, или как капитан Скеттино (на редкость удачная фамилия в русской транскрипции) развлекался с двумя особами, не врубаясь в происходящее. Полно свидетельств, что филиппинская обслуга первой занимала спасательные шлюпки, отпихивая ногами пассажиров - у халдеев инстинкт самосохранения всегда на высоте. Но кто-то в это время спасал, помогал, надевал на туристов спасательные жилеты. Такие обязательно выплывут, в том числе и в житейском море.
А другие? Не знаю, не знаю...
Леонид Черток