Армия: Опыт Бундесвера для российских школьников
- Франк, какова Ваша роль в школе? Какую работу вы проводите со школьниками?
- По просьбе педагогического совета школы мы проводим беседы с учителями. Это не так, что есть закон, по которому каждый год мы обязаны туда ходить, вовсе нет. Учителя сами решают, приглашать нас или нет. Это не военная подготовка и не военная воспитание, как у вас в России, в Германии такого нет.
- Тогда я не понимаю, чем вы занимаетесь?
- Мы читаем лекции об истории военного дела в Германии, рассказываем о Бундесвере и, в общем, о политике безопасности. (Имеется ввиду ООН, НАТО – прим. автора) Помимо этого у нас есть стратегическая ролевая игра, в рамках которой мы с детьми в течение одной недели имитируем весь мир. Имитируем системы правления стран с разными политическими режимами. Так же отыгрываем международные договоры и экономические обязанности, которые существуют в этих странах. Наглядно видим роль ООН и НАТО в этих процессах. Поэтому вначале мы читаем лекцию, а затем, в течение целой недели играем в эту игру. Отмечу, что в игре могут принять участие подростки только старше 18 лет. Наша задача – дать представление ребятам о том, что такое гражданское общество, какие организации регулируют мирную жизнь и соблюдение норм гражданского общества.
- Существует мнение, что эта игра опасна, т.к. подспудно способствует милитаризации сознания молодежи..
- Игру разработал профессор одного из немецких вузов для того, чтобы наглядно объяснить студентам особенности международной политики. Эта игра - не изобретение Бундесвера. Бундесвер лишь купил права на ее использование.
- Тем не менее, считается, что правила этой игры вынуждают решать политические конфликты военным путем..
- Я слышал о такой точке зрения, но, к сожалению, многие люди, которые пользуются этим аргументом, никогда не играли в игру. Игра разработана в середине 80-х, конечно, при ее подготовке большую роль сыграла холодная война, но мы постоянно совершенствуем эту игру и ее правила. В конечном итоге все равно все зависит от участников. Не спорю, в этой игре есть небольшая доля военных действий, но ведь и реальный мир не лишен жестокости. Помимо этого, у всех офицеров, работающих в школах, есть строгое указание: когда мы играем в эту игру, мы должны сделать все, чтобы не играть в войну. Но самое удивительное, когда в эту игру играют с "альтернативщиками" или отказниками, то они чаще всего и являются инициаторами военных действий.
- Почему именно офицеры занимаются гражданским воспитанием? Это само по себе может подтолкнуть к мысли, что, раз проводит военный, то в игре надо воевать…
- Главная цель этой игры - передача знаний об ООН и о политических процессах, происходящих в мире. Прежде, чем начать играть, проводится лекция, таким образом, ученики увидят, что в теории есть структуры безопасности. Бесспорно, в теории конфликты можно решать мирным путем - через резолюции ООН, а на практике все происходит иначе. Также очень важный аспект - экономическая составляющая игры, обычно в ней принимают участие 11 стран. Все они очень разные по уровню жизни и развитию. Например, в Африке много ресурсов, но нет качественной питьевой воды, хотя бы поэтому необходимо сотрудничать с ближайшими государствами. Одна из миссий этой игры - донести, что ни одно государство не может жить автономно.
- Почему именно Бундесвер взял на себя эту миссию?
- Каждое министерство в Германии имеет право информировать граждан о том, что оно делает. Каждое министерство печатает буклеты, книги. Поскольку Бундесвер - инструмент внешней политики (мы думаем об Афганистане или Косово), то Бундесвер посылает молодых офицеров в школы, чтобы говорить об этом с учениками лицом к лицу, чтобы подростки понимали, что это за структура и хотят ли они иметь какие-то отношение к ней.
- Отношение к армии немцев, не самих военных, а простых немцев?
- Наше общество не очень высоко ценит солдата (военных). Бесспорно, немцы признают, что Бундесвер обеспечивает безопасность в Косово, Афганистане.
- Ну да, примерно, так же, как у нас, в России. Какова самооценка военных в роли жизни страны?
- Армия себя считает институтом, который заботится о мире, как миротворческая структура. Такие задачи армии, как оборона, защита страны на заднем плане. На первом плане обеспечение миротворческих операций.
- Есть ли настроения, что в связи с ростом милитаризации России, так называемой «исламской угрозой» необходимо усиливать роль армии?
- Конечно, терроризм - очень острая тема. Немецкие военные корабли дежурят около Сомали и проверяют груз других кораблей в рамках программы НАТО. В Афганистане в рамках борьбы с терроризмом находятся немецкие солдаты. Сегодня дискутируется, можно ли использовать армию внутри Германии. Есть споры о том, могут ли летчики Бундесвера сбивать гражданские самолеты, захваченные террористами. В Конституции Германии есть очень четкое разделение. Роль Бундесвера - внешняя политика, то, что происходит внутри страны - это задачи исключительно полиции, таможни.
- В России сейчас власть пытается проводить военно-патриотическое воспитание среди школьников. К чему, на Ваш взгляд, это может привести?
- Я отношусь к этому негативно. Во времена ГДР в нашей стране была военная подготовка. Это ведет к милитаризации общества. Военные знания ни к чему всему населению. Для сравнения, не каждый уборщик должен знать хирургию - это ему ни к чему. В Германии мы можем проводить разъяснительную работу среди школьников, но при этом должны быть соблюдены два условия. Первое - ребятам должно исполниться 18 лет. Я считаю, что возможность альтернативной гражданской службы должна быть равнодоступна. Каждый ученик имеет право равного выбора между Бундесвером и альтернативной службой.
- Милитаризация - всего лишь слово. Что за ним стоит? Что это слово обозначает с точки зрения военного, почему оно несет негативный оттенок в ваших словах?
- В Германии до сих пор общество травмировано памятью о нацистском периоде истории. На молодого ученика легко можно влиять. Этим пользовались нацисты - 8-9 летним детям с неокрепшей психикой давали военное образование. Тогда у мальчишек не было выбора. Сейчас все изменилось, и каждый человек должен для себя решить, хочет он ли он идти в армию или на альтернативную гражданскую службу. Если вся молодежь Германии будет проходить через армию, тогда будет опасность, что общество будет считать вооруженные конфликты нормой, потому что ничего другого в обществе нет. Поэтому для баланса всегда должна быть часть альтернативщиков, которые мыслят совсем по-другому, только тогда общество более сознательно может решить такие вопросы, как, например, надо нам идти в Ирак или нет.
- Вы, как военный, считаете вариант разрешения конфликта военным путем нормальным?
- Нет, я так не думаю.
- Правда ли, что среди идущих в Бундесвер гораздо больше крайне правых и националистов, чем среди альтернативщиков?
- Уверен, что правые не идут на альтернативную службу, так же как и левые никогда не идут в Бундесвер (смеется). Но 9 месяцев службы в Бундесвере не исправят того, чему научили человека за 18 лет. Есть такой термин в Бундесвере, называется "Зеркало общества". Если берешь несколько призывников из общества, то там есть часть правых и часть левых. Есть правоэкстремистские преступления, совершаемые Бундесверавцами, но принципиально, в процентном соотношении, их меньше, чем вне Бундесвера.
- Насколько армия прозрачна и подконтрольна обществу?
-Бундесвер прозрачен для общества. Первое. Через военную обязанность каждый год проходят 100 тыс. молодых людей, и они дома рассказывают, что они видели в Бундесвере. Второе. У нас есть политический пост "Омбудсмен" (Уполномоченный по правам человека) для военных, который раз в год пишет отчет о состоянии Бундесвера. Помимо этого Бундесвер контролируются парламентом. Третье. Бундесвер является армией парламента. Парламент решает, что делать армии, что нет. Наш министр обороны всего лишь гражданское лицо.
- Решение о применении сил Бундесвера принимает в Германии парламент?
- Да, парламент.
- О секретности. Спрашивали ли вы разрешение для того, чтобы пригласить нас, иностранцев, на территорию воинской части?
- Если бы это была какая-нибудь военно-морская база, то, конечно, тогда бы имело смысл. А на территории казарм такой необходимости нет.
– Неприятный вопрос о выполнении приказов. Снимается ли ответственность за выполнение приказа с подчиненного, который знает о его незаконности. Может ли подчиненный отказаться выполнять приказ?
В Чечне произошёл такой случай. Судили группу военной разведки. Они по ошибке открыли огонь по машине, в которой ехало шесть гражданских. При обстреле легковой машины был убит один человек, двое были ранены. Военные оказали первую помощь раненым. По рации командир группы (Ульман), сообщил, что есть один труп, ему командование ответило, что у него не один, а шесть трупов. Ульман это воспринял как приказ и отдал приказ на расстрел остальных. Присяжные оправдали Ульмана и его группу. Как пояснил это решение адвокат Ульмана, присяжные признали сам факт преступления, но считают, что обвинения за это преступление были предъявлены не тем людям. Вот почему я спрашиваю о преступном приказе. Часто встречается аргументация, что солдат не видит всей обстановки, солдат может считать, что это мирный житель, а командование знает большее. Может ли подобный случай произойти в немецкой армии?
– Если бы я сказал, что этого быть не может, то я бы сказал неправду. Но это было бы незаконно. Отказаться выполнять приказ солдат не может. У нас есть военные законы, в которых очень четко прописано, когда приказ является незаконным и не может быть выполненным. Если офицер прикажет мыть машину офицера или чистить его ботинки, тогда солдат не должен и не может его выполнять. Но, например, если офицер прикажет солдату на служебной машине вечером везти жену офицера в театр или домой, то солдат обязан выполнить такой приказ, так как это не является приказом, унижающим достоинство человека, и не является уголовнонаказуемым деянием. С другой стороны, законы Бундесвера не предусматривают использование служебных машин в личных целях, поэтому солдат должен выполнить приказ, а затем обжаловать его.
– Что входит в воспитание военного в Германии?
- Всё начинается еще до армии, в школе обсуждается история третьего рейха, фашизм. Когда
Если они приходят в армию, у них уже достаточно знаний в этой сфере. Хотя и Бундесвер, проводит политическое образование для солдат. Например, в рамках службы в армии немецкие призывники ездят на экскурсию в Берлин, где 1942 году произошла ванзи-конференция (конференция СС, где было принято решение о системном уничтожении евреев на оккупированных территориях, в ней среди 15 участников был и Мюллер – прим. автора), в концлагерь. Здесь же спустя два года, 20 июля 1944 года группа офицеров совершила попытку покушения на Гитлера, заговор был раскрыт и их расстреляли здесь же в Берлине. Теперь на этом месте открыт музей «Дом Ванзее» и каждый год 20 июля на месте их гибели проводится присяга новых военнослужащих. Таким образом, мы хотим отдать честь тем, кто организовал восстание.
– Что бы Вы хотели передать русским школьникам?
– Очень важно иметь собственное мнение и следовать ему, даже если есть сопротивление этому. Например, если ктото хочет отказаться от военной службы, и родители, друзья отговаривают его, то он не должен поддаваться давлению.
(От автора – Немецкий опыт в сфере военной подготовки очень интересен. Эта страна имеет одну из очень качественно подготовленных армий, и в то же время в Германии лучше, чем где-либо в Европе налажена система прохождения альтернативной гражданской службе (АГС). И именно в Германии на одной из центральных площадей Берлина установлен памятник, военные ботинки и каска залитые в бетон – памятник дезертирам, тем, кто в свое время отказался идти на войну)
Ольга МИГУНОВА
Фото Ивана САМАРИНА
Редакция ИА «Русский Север» выражает благодарность Ивану Самарину за помощь в подготовке материала