Фурсенко: введение в России исключительно платного высшего образования в обозримом будущем исключено
С докладом выступил министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО. Он заявил, что введение в России исключительно платного высшего образования в обозримом будущем исключено. "Только ненормальный может предлагать это сделать, - сказал он. - Я не знаю как в Госдуме, а в правительстве РФ такой вопрос не рассматривается". По его словам, в мире нигде не введено полностью платное высшее образование: "Отказаться от бюджетной оплаты - это абсолютно исключено".
Вместе с тем, заметил министр, абсолютно бесплатным образование не бывает - "вопрос в том, кто платит". Он также сообщил, что в 2005-2006 годах планируется расширить эксперимент по введению нормативно-подушевого финансирования, а также механизм образовательных кредитов.
Базовое школьное образование останется бесплатным, но у учебных заведений должна быть возможность предоставлять какие-либо услуги на платной основе. По мнению Фурсенко, "мы должны дать возможность учителям, учебным заведениям предоставлять какие-то услуги за плату". Это не будет переход на платное образование, а базовое образование должно дать возможность поступления в высшие учебные заведения.
Министр также заявил, что система финансирования образования будет изменена, что послужит стимулом для научных кадров оставаться в России. «Человек, который учится на средства государственных субсидий, должен либо отработать, либо вернуть деньги. Это касается и образовательных кредитов», - сказал Фурсенко. (Правда, одновременно в рамках бюджетной поддержки образования средства на подготовку специалистов будут выделяться и без подобных обязательств). В то же время жестких мер, чтобы удержать специалистов в стране, применять не нужно. «Такие меры будут неэффективны, трудно представить, как они могут уложиться в существующее законодательство», - сказал министр.
Фурсенко исключил и возможность приватизации образования в России. Но считает необходимым повысить его инвестиционную привлекательность. «Для повышения инвестиционной привлекательности образования одних организационных мер недостаточно. Наиболее важным инструментом здесь является развитие общественной системы управления и контроля за образованием, повышение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, - сказал министр. - Только это дает уверенность инвесторам в том, что их деньги вложены не напрасно».
По мнению Фурсенко, в России должна быть создана общенациональная независимая система оценки качества образования. «Тот, кто оказывает образовательные услуги, не должен оценивать себя сам», - сказал министр. Первым примером создания такой системы он назвал Единый государственный экзамен.
Источник: http://www.gzt.ru/rub.gzt?rubric=novosti&id=64050700000039527