Глава Минобразования предложил повысить стоимость обучения в вузе в пять раз
По его словам, его ведомство разработало два сценария реформы. Оба они предусматривают увеличение затрат на обучение студентов (примерно в пять раз) и увеличение уровня оплаты труда преподавателя (примерно вдвое).
"В случае реализации активного, форсированного сценария мы добьемся удвоения оплаты труда и объемов программ развития к 2008 году. Решая задачи реформы более консервативно, мы придем к тому же на два года позже", - пояснил министр.
При этом, по словам Фурсенко, увеличение зарплаты педагогам - планируется, что она вырастет примерно в два раза - будет зависеть не столько от стажа работы и от почасовой нагрузки, сколько от качества преподавания. "Отслеживать нужно не столько процессы, сколько результаты. Надо исходить из того, что же мы, собственно, хотели бы получить от системы образования, какой заказ ей предъявляют общество и экономика", - сказал министр.
Что же касается "цены вопроса", то, по данным Фурсенко, сейчас подготовка специалиста в вузе в среднем в год стоит около 700–800 долларов. Между тем на основании экспертных оценок Минобразования решило, что цена обучения для студента в общенациональном университете должна быть где-то в пять раз больше.
Одна из целей реформы – перейти к формированию результата учебы, который должен определяться не внутриведомственными инструкциями, а внешними заказчиками, сказал глава Минобразования. Сейчас же примерно половина из выпускников вузов не идет работать по специальности, многие потом переучиваются. Ради решения этой проблемы, сказал министр, и вводится система "бакалавр–магистр".
"В рамках намеченной реформы образования нас ждут новые возможности. Мы рассматриваем систему реформирования как предоставление качественно новых возможностей нашим гражданам. Система "бакалавр–магистр" открывает такие возможности. Если бы все понимали это, то негативной реакции на слова "реформа образования" не было бы", - заключил Фурсенко.
Что же касается необходимости высшего образования, то, по мнению министра, рациональнее было бы создать систему дополнительного непрерывного образования. "Ведь человек, если он хочет оставаться образованным, успешным, все равно должен учиться всю жизнь. Главная задача базового образования как раз и состоит в том, чтобы научить людей учиться, чтобы они знали, как и где можно получить информацию, которая им нужна. А государство в этом случае получает востребованных и уже поэтому успешных граждан", - сказал Фурсенко.
Андрей Фурсенко, фото Юлии Вишневецкой, Лента.Ру