Антон БРЕЖЕСТОВСКИЙ, московский композитор, руководитель камерного ансамбля “CAPRICE”, потомок Петра Первого: «Эльфы – очень музыкальные существа!»
- Мы очень рады, что нам, наконец, удалось сыграть в Архангельске! – говорит Антон. - Мы были в вашем городе несколько раз, приезжали к нашим друзьям. Хочется возвращаться сюда еще и еще. Здесь просто на генетическом уровне чувствуешь, что ты отсюда родом. Малые Корелы - потрясающее место, такого я не видел больше нигде. Когда я стоял на вершине холма и смотрел вокруг на Двину, на деревянные строения, на небо, хотелось замереть на месте и слиться с этим. Показалось, что общая атмосфера, царящая в городе – спокойствие и процветание.
- В Вашем творчестве цикл «Эльфийская музыка» стоит особняком. Вы пишите музыку на стихи Толкиена. Какую роль эта фигура играет в Вашей жизни, почему вдруг такой интерес к миру эльфов?
- Музыки на стихи Толкиена у меня примерно 20-30 процентов, просто на фоне общего интереса к предмету именно эта часть произведений наиболее востребована. Это не означает, что остальное лучше или хуже. Эльфы (и не только толкиеновские!) интересовали меня очень живо и очень давно... Часто были такие «слуховые миражи», чувствовалась какая-то запредельная реальность стоящая за, казалось бы, сказками и легендами … При этом я все больше и больше понимаю, что по отношению к всей своей музыке – я лишь проводник того, что откуда-то приходит в наш мир. И поскольку эта музыка вообще должна была быть записана в нашем физическом мире, в звуках, это должен был сделать человек. У нас ведь только пять чувств, например, мы не видим радиоволны, хотя при этом они существуют – для того, чтобы их услышать, нужен специальный аппарат. Возможно, у человека есть некие чуть приоткрытые сенсоры тех параллельных миров, которые нас окружают, и ученые рано или поздно смогут это доказать, задокументировать. И вот когда появится такой аппаратик, мы сможем зафиксировать эту мощнейшую, обширнейшую реальность, с которой связан мир эльфов. Конечно, в чем-то я могу ошибаться, но, если честно, я в это верю. Сегодня наш «Эльфийский цикл» насчитывает примерно 50 произведений.
- В своих произведениях – остерегусь назвать их просто песнями – вы используете то, что называете эльфийским языком. Насколько связаны ваша лингвистическая и музыкальная деятельность?
- Ну, поскольку в песнях должны быть слова, то они пишутся на настоящем современном эльфийском языке, называющимся laoris. Так получается так называемая «Музыка эльфов», то есть попытка представить себе, как звучит настоящая музыка обитающих в параллельном мире маленьких, очень сильно связанных со стихиями природы существ, эльфов или faeries. Кстати, эти существа также очень музыкальны! С моей стороны, все это не сознательная выдумка, а, так скажем, удобоваримая транскрипция личного опыта для масс.... мифотворчество - в смысле творение реальности - да, безусловно... я совершенно не толкиенист, но по иронии судьбы, мало того, что два альбома у нас на стихи Толкиена, так еще и хочу сослаться на притчу Профессора под названием «Leaf by Niggle», где, на мой взгляд, он удивительно точно обнажил тот факт, что художник сначала создает мир, а потом мир этот совершенно непостижимым образом начинает существовать сам по себе...
- Вы и ваш ансамбль CAPRICE создали, записали и исполняете на своих концертах альтернативный саундтрек к трилогии «Властелин Колец». В чем причина его создания – не согласны с музыкальным образным языком голливудского композитора? Не пытались ли вы показать свою музыку режиссеру фильма?
- Конечно же, музыкальный язык Говарда Шора здесь ни при чем. Неужели можно музыку писать «в противовес» чему-то? Слово «альтернативный» означает не более, чем наше собственное видение мира, описанного во «Властелине Колец». С Питером Джексоном я связывался и получил вежливый ответ, что наша музыка им не нужна - все-таки пока нельзя сравнивать тот путь, который прошел в музыке Говард Шор и я.
- А как вы, кстати, оцениваете саму кинотрилогию - а также такой успех ее третьей части, измеряемый в Оскарах? Неужели «Титаник» и «Властелин Колец» - это явления одного порядка?!
- Замечательный фильм по многим параметрам - кастинг, режиссура, музыка, съемки, спецэффекты. Мне кажется, Профессор был бы доволен! Что касается сравнения "Титаника" и "Властелина Колец" - думаю, эти два фильма, конечно же, сопоставимы, если главным критерием считать эмоциональное воздействие на массы, профессионализм и масштабность постановки. В обеих картинах все это присутствует с лихвой. А художественный и эстетический уровень картин - все-таки вещь гораздо менее "осязаемая", это более субъективно. С этой точки зрения фильмы, согласен с Вами, довольно сильно отличаются.
- Каково Ваше отношение к так называемой готической субкультуре?
- Нам близки в ней общий дух печали, меланхолии, красоты. Готы действительно ходят на наши концерты, хотя, конечно, не только они.
- Поговорим о Ваших корнях. Когда Вы осознали, что между вами, и ТЕМ САМЫМ императором Петром, которого в детстве видели в кино и на картинках, существует родственная связь? Как это произошло?
- В нашей семье это передается очень бережно. Не могу сказать, что это произошло в какой-то конкретный момент. Я знал это с самого детства. Поэтому, уверен, эмоций было бы гораздо больше, если бы я об этом неожиданно узнал в сознательном возрасте. В то же время, может быть, именно знание этого факта с самого детства и дало осознание другого: Петр – это Петр, и моих заслуг в этом нет никаких. В жизни нужно всего добиваться самому.
- Несколько слов о вашей семье. Как относились к факту такого высокого родства ваши родители, страдали ли они от этого в советское время?
- Нашим прямым предком является сын Петра и его пассии Марии Андреевой генерал Петр Румянцев-Задунайский, который был довольно видным военачальником своего времени. Его потомки жили в Кагуле в Молдавии, затем в украинских Дергачах. Родители бабушки были насильственно переселены из своего имения в Дергачах на север, в город Онегу, но это не в связи с царским родством, а просто потому, что большевикам показалось - имение для них слишком большое, и его отдали под детский дом... Мы в семье особо о родстве с Петром не распространялись, но, у тех, кто об этом знал, данный факт вызывал либо положительную реакцию, либо никакую, так что в советское время проблем не было никаких.
- Знаете ли вы других потомков Петра, - в России и за рубежом, поддерживаете ли вы с ними связь?
- К сожалению, нет, хотя было бы крайне интересно. Однако заниматься их поиском, на мой взгляд, сродни участию в занимательном клубе, своего рода хобби, а на это просто нет времени. Мы отличаемся от остальных тем, что мы просто об этом знаем, - думаю, поколений через десять таких людей будет очень много (смеется).
- Ваши соображения о роли монархии в истории России вообще, возможна ли, на ваш взгляд, ее реставрация в принципе?
- Думаю, вряд ли, все зависит от настроя большинства населения. На данный момент россияне просто не думают о монархии, им нужно, скорее, устраивать собственную жизнь. Да и так ли важен формальный общественный строй – ведь в мире масса примеров и монархий, очень сильно отличающихся по своей сути друг от друга, и республик. Самое главное – это личности, делающие историю, а не то, под каким ярлыком это подается.
- Чем живет потомок Петра Первого в современной России? Работа, семья, коммунальные условия…
- У меня две работы – музыкант и лингвист. Я имею счастливую возможность легко учить языки, что мне очень помогает в поездках. Сейчас вот учу китайский! В музыке я тоже счастлив – практически все, что я пишу, издается на компакт-дисках и исполняется на концертах. Моя жена Инна – певица, мой лучший друг, человек огромного таланта и вкуса, мой консультант в творческих вопросах. У нас двое чудесных мальчишек, Даня и Кирилл. Они уже профессиональные актеры – снимались в рекламных роликах, которые мы регулярно видим по телевизору. Дети все время подсчитывают, кого больше покажут. Коммунальные условия – никаких проблем вроде бы не наблюдается, с этим все хорошо... Одним словом, в жизни мы вполне обычные люди!
Алексей М. ШЕПТУНОВ,
специально для «Русского Севера»