Фабио Мастранджело: итальянец, который полюбил русскую музыку
Этот год в России для него юбилейный: уже пять лет он живет и работает здесь, а Санкт-Петербург стал для него почти что родным городом. У очень многих людей вызывает удивление это решение - остаться жить в нашей стране. Но синьор Фабио не о чем не жалеет. Говорит, что это был вполне осознанный и решительный выбор. Кроме концертов в городах России Мастранджело гастролирует по всему миру. Как дирижер и как пианист. Концерт в Архангельске, признался маэстро, для него один из важных моментов творческой деятельности. Новый концерт, новая программа. Бриттен, Мендельсон, Стравинский, Рахманинов. Состоявшийся концерт показал во всю силу неукротимый темперамент пианиста, тонкое чутье музыкального материала, и его безумное обаяние. Публика смогла по достоинству оценить этот блестящий концерт как подарок и настоящий праздник музыки. После концерта Фабио Мастранджело дал интервью корреспонденту ИА «Русский Север» Ивану САВКИНУ.
И.С.: Синьор Фабио, во многих интервью Вы говорите о том, что с ранних лет были увлечены русской музыкой. Чем это было вызвано, почему именно русская музыка?
Ф.М.: Я думаю, что для любого исполнителя ближе та музыка, которая ему по душе. Так получилось, что для меня это именно русская музыка. Возможно, это потому, что большинство русских композиторов писали именно для фортепиано. И я уже в раннем возрасте, когда был очень-очень молодой, много знал русской музыки. Когда мне было лет 6, я уже играл Кабалевского, Хачатуряна и других русских композиторов. А следующая ступень - я узнал Скрябина, потом Рахманинова, Прокофьева. Что примечательно: я не начинал с Чайковского, который очень популярный русский композитор, и в начале мне он даже не понравился. Конечно, потом я стал по-другому к нему относиться, очень полюбил. Но начинал все же со Скрябина.
И.С.: Увлечение Россией было вызвано знанием русской музыки?
Ф.М.: Конечно. Россия меня очень интересовала. Ее литература: Пушкин, Толстой, Достоевский. Ее философия. Хотелось увидеть, как выглядит эта страна. Интересовало все. Когда красивая музыка, то человек сразу хочет знать, почему музыка красивая. Думаю, что главное для музыканта, а для дирижера тем более, знать, по возможности, как можно больше о стране, где эта музыка родилась. И поэтому меня интересовала Россия как страна.
И.С.: Первым городом Вашего познания России был Санкт-Петербург?
Ф.М.: Да, это первый город и первая любовь. Я приехал по приглашению Петербургской филармонии провести мастер-класс. Это был позитивный опыт и первая главная ступень в моей дальнейшей жизни здесь.
И.С.: Каким было Ваше первое впечатление от России?
Ф.М.: Это был большой сюрприз. Я приехал в первый раз и не знал, чего мне от этой страны ждать. И сразу испытал потрясение от красоты Санкт-Петербурга. С тех пор город стал еще красивее. И, конечно, отношение людей: очень доброжелательное и радушное. Мне кажется, что итальянцы и русские, порой, очень похожи между собой.
И.С.: За 5 лет, проведенных в стране, произошли изменения?
Ф.М.: За эти годы многое поменялось, а что-то осталось прежним. Но я очень верю в Россию, в то, что она станет еще более достойной страной и займет подобающее ей место в Европе. Россия и так особенная и уникальная часть Европы. Я думаю, что стоит поговорить на эту тему лет через 10-15, к этому времени уже многое будет выглядеть по другому.
И.С.: Между первым и вторым концертом в Архангельске прошло полгода. Как в этот раз складывались творческие взаимоотношения с оркестром?
Ф.М.: Я думаю, что когда дирижер работает второй раз с Оркестром, то возникает (сейчас подберу правильное русское слово), особая профессиональная связь между Оркестром и дирижером, и это высший уровень общения. Если дирижер приезжает во второй раз, это значит, что ему было приятно работать в Оркестре, а Оркестру в свою очередь было приятно работать с дирижером. И в таких случаях работа всегда идет очень хорошо. Возникает особая родственная связь. Если мы начали хорошо, то значит, вместе хотим сделать еще лучше.
И.С.: Какие эмоции оставил у Вас прошедший концерт?
Ф.М.: Очень хорошие. Особенно во втором отделении. Мне очень понравилось исполнение Стравинского и Рахманинова. Были в полной мере провялены особые чувства, которые были заложены авторами. А это означает, что все наши репетиции в полной мере были реализованы на концерте.
И.С.: Как на профессиональном и человеческом уровне дирижер Фабио Мастранджело воспринимает дирижера Владимира Онуфриева?
Ф.М.: Мы большие друзья. Когда люди так хорошо чувствуют друг друга, это значит, что начинается особый процесс, когда мы начинаем думать и планировать что-то вместе. Вот, есть такой материал, а есть такой, вот это красиво, после давай попробуем сделать вот это. Наши отношения - это и дружба, и профессиональный интерес между дирижерами. Мне очень приятно знать Володю. Я его очень люблю и ценю как интеллигентного и талантливого музыканта. Мне еще и потому понравилось работать с Оркестром, что я постоянно чувствовал его работу с коллективом, и мне от этого было легко и приятно работать. Онуфриев - очень хороший дирижер и художественный руководитель. Я рад, что мне довелось работать с его Оркестром и думаю, что это в будущем еще не раз повторится.
И.С.: Есть желание выступить с Оркестром в качестве пианиста?
Ф.М.: Да! Думаю, что это вполне возможно. Правда, не знаю когда, но это обязательно произойдет!
Иван САВКИН