Кино, которое нам навязывают. Кинематографисты рассуждают об "этической хартии"
Так, председателю "КиноСоюза" режиссеру Андрею Прошкину идея создания такой хартии кажется странной. "С моей точки зрения, в правовом государстве существуют законы, и их нарушать нельзя. Зачем еще хартия нужна, я, честно говоря, не понимаю. У американцев была подобная хартия, ее отменили в 60-х годах, и она была осмеяна всем миром. Там, например, была регламентирована глубина декольте. Вот нам это надо в XXI веке?" - сказал Прошкин агентству.
По его мнению, в России, в отличие от всех развитых Европейских стран, нет внятной и четко сформулированной позиции государства в области кинематографа. "Государство, безусловно, выделяет деньги, есть отдельные шаги, но цельной, внятной политики нет. Я очень боюсь, что эта хартия станет заменой этой политики", - считает Прошкин.
А господдержка кинематографа, по его мнению, должна заключаться в налаживании системы экспертизы. "Государство должно наладить экспертизу, насколько это возможно. Понятно, что в экспертизе есть элемент "вкусовщины", но тем не менее. И должно способствовать поддержке наиболее талантливых и своеобразных произведений всех направлений - зрительского кино, более сложного документального, и, конечно, должна оказываться огромная поддержка детскому кино, поскольку оно закладывает основы культуры", - пояснил собеседник агентства.
Режиссер Андрей Звягинцев также считает, что, прежде чем подробно анализировать создание хартии, нужно разобраться в этом вопросе. "Возможно, в Америке нужна была такая хартия когда-то - возможно, нам пришло время. Но вообще-то я считаю, что достаточно ограничений на телевидении. Мы собираемся сейчас снимать фильм, и это первая картина для меня, где будет присутствовать ненормативная лексика. И ее еще прижимают. Думаю, есть один способ сопротивляться - делом, а не высказываться в газетах", - сказал Звягинцев.
Глава "Мосфильма" Карен Шахназаров уверен, что говорить о пользе хартии для российского кинематографа можно, лишь зная, как она будет составлена. "Все зависит о того, как составят эту хартию, ведь черт скрыт в деталях. Надо смотреть результат, но, думаю, что речь о моральном моменте, а не о цензурном, так что не вижу в этом ничего плохого. Так сказать, моральные установки и ориентиры. У американцев такая была в 40-50-е годы. Другой вопрос, насколько она будет работать, поскольку у российской киноиндустрии несколько другие реалии, она достаточно разрознена", - считает Шахназаров.