Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Всё очень непросто. «Майор» Юрия Быкова

Евсюкову реально не повезло. Слишком много свидетелей - всех убирать патронов не хватит, слишком громкий резонанс. А если не супермаркет, а ночной ларёк у метро, где продавщица да охранник и нет камер слежения, если бы раньше телевизионщиков примчались свои из ближайшего отделения? Не узнала бы страна фамилию майора Евсюкова, зуб даю!

Сидевшие друзья рассказывали, насколько грустное зрелище представляют собой в зоне, так называемые, ДТПешники. Не то, что их как-то по-особому там плющат-унижают, они годами ходят под гнётом того, что им в жизни реально не повезло, когда большинство сидит всё-таки из-за своего же злого умысла. Добро ты нажрался вумат и въехал в автобусную остановку с людьми. А если тормозного пути не хватило, если ребёнок под колёса выпрыгнул, и ты поздно среагировал, думая в тот момент о чём-то великом? С этого момента начинается твоя личная драма. Главное, ненароком её не усугубить.

С этого у майора Соболева, главного героя картины, всё и началось. Позвонили из роддома другого города, Рязани, сказали, что у жены родовые схватки начались. Почему не у себя рожает? Потому что живут в каком-то Задрищенске, а это, как-никак, супруга замначальника РУВД.

Ну и рванул мужик, как любой образцовый муж и отец. Вы с ментом за рулём автомобиля когда-нибудь ездили? А у меня персональный водитель был из этих. По трассе меньше двухсот в час не ходил, под любые знаки въезжал, нигде не платил за парковку - очень удобно, ментовское удостоверение такая же индульгенция. Но расхолаживает. Вот и этот майор задумался о своём нарождающемся счастье, и вовремя не заметил ни остановку, ни пешеходный переход, ни мальчика с саночками. Зато, когда всё случилось, заметил его мать, и мозги стали работать профессионально. Вызвал своих, всё объяснил, те стали его отмазывать - дело житейское.

И тут у меня к моралистам сразу вопрос - а вы бы сразу кинулись сдаваться в руки собственной службе безопасности? При условии, что не чувствуете за собой особой вины, просто это был не ваш день, час, минута. А главное, если ваша жена так же находится в роддоме, и вы, как юрист, способны вычислить, сколько лет теперь не увидите ни её, ни ребёнка. Это притом, что майору хорошо за 30, ребёнок поздний и явно долгожданный. Молчите, не знаете? Вот и я в своей стойкости не уверен...

Другое дело, что у каждого есть та грань малодушия, через которую мы готовы переступить. Приехавшие спасать товарища друзья-менты вливают коньяк в несчастную мать, что автоматически делает её виновной в недогляде за собственным сыном. Потом её вместе с мужем начинают прессовать для подписания протоколов. Прессуют не так, как в  татарских ОВД («Дальний») до реформы, но тоже жёстко. С кровью. И майора Соболева это ломает, он уже хочет сдаться, чтобы прекратить кошмар. Все кругом подонки, только он один овца заблудшая? Слишком просто и плоско. А в жизни всегда проще биться за друга, чем за самого себя. Я, например, для других в любой кабинет войду, что угодно выбью, но для себя - ломает, гордость не позволяет, мать её...

Впрочем, и Соболев далеко не ангел. Например, джип, на котором он совершил ДТП, на милицейскую зарплату не купишь. И в ментовских разговорах проскакивает история про какого-то бедолагу, которого так «уговаривали подписать протокол», что он в «овощ» превратился. Параллельно показывают будни местечкового РУВД, где могут работать люди с очень специфическим устройством психики или крайней степенью пофигизма. И вообще, все они на вид потенциальные Евсюковы, от чего становится не по себе. А куда деваться, другой милиции для нас нет - так, кажется, из Кремля объясняли...

В «Майоре» всё переходит в кровавую фантасмагорию. На мой взгляд, несколько излишнюю, хотя жизнь и не такие сюжеты подкидывает. Избитые родители погибшего ребёнка подписывают все бумаги, лишь бы выйти. Потом отец возвращается, уже с ружьём, и неумело берёт заложников. Увы,  это в американских боевиках невинно задержанные оказываются вьетнамскими ветеранами, которых усмирить может лишь парашютно-десантный полк. В нашей реальности это простые шоферюги-слесарюги... то есть, мы с вами.

Вот здесь для меня кульминация сюжета. Потому что снято хорошо, достоверно. Так достоверно, что спрашиваешь себя - а если бы сам оказался на месте отца? Фантазируешь, где бы достал автомат, как вошёл, положил дежурных на пол, как поставил бы на колени главных негодяев... и что дальше? Режиссёр Быков очень доступно объясняет один известный постулат, в который так не хочется верить - если ты не в банде, ты ничего не докажешь и ничего не сделаешь. Кажется, Юлия Латынина поставила когда-то диагноз, равносильный приговору - в России все делятся на банды и терпил. Есть банды ментов, банды скинхедов, банды ЖКХ и банды губернаторов, есть кремлёвская банда. А вот слесарь, шофёр или продавец-консультант относятся к терпилам, в одном названии всё сказано. Если бы несчастный отец несчастного ребёнка оказался не простым работягой, а сержантом ППС или шофёром из гаража мэрии, поверьте, всё в сюжете повернулось по-другому. Но это было бы совсем другое кино.    

Когда майор Соболев осознал, какой кошмар сотворён его же собственными руками, он пытается спасти последнюю жертву этой истории - несчастную мать. И не спасает. Потому что, кроме него, в этой системе есть только один принципиальный мент - министр Колокольцев... который наказал бы своего подчинённого по всей строгости (где-то в Питере есть правильный подполковник Шилов, начальник убойного, но он тоже киношный). Остальные коллеги только тем и занимаются, что стараются отмазать майора, как молодого отца. То есть, первоначально не за страх, а за совесть. Очень мне нравятся фильмы, где нет однозначных ответов. Как злодеев, так и ангелов...

Да, не всё в этом кино идеально и гладко. Мне не очень, например, понятна, заторможенная реакция матери, которая, на мой взгляд, слишком быстро отошла от гибели ребёнка... впрочем, это и в жизни очень индивидуальный момент. Так же удивляет, почему главный герой на полкартины забывает о том, что стал счастливым отцом и только в финальных кадрах продолжает свой путь к роддому уже на грузовике (хорошо, что не за рулём). А ещё очень много боли и крови... а в жизни разве их меньше?

Короче, фильм «Майор» - это вам не вечерок скоротать. Ощущение бессилия перед охранительной системой остаётся, как, впрочем, и после просмотра некоторых выпусков новостей. Если же брать начало и конец, то получается прямо-таки народная мудрость - «утром ты можешь мчаться к счастью на джипе, но уже вечером голосовать на обочине».

Ну, а разве не так?



Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (311)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20