Вынужден обратиться к Вам в связи с неоднократными вопросами ко мне прихожан храма относительно Ваших решений и заявлений. В своих публичных выступлениях Вы неоднократно позиционировали себя как православного человека. Это звучало неоднократно из Ваших уст. В связи с этим и хотелось бы понять, что Вы вкладываете в понятие «православный человек»? Вы, наверное, понимаете, что, если человек говорит о себе, как о воспитанном человеке, то это подразумевает, что он не только знает, но и соблюдает правила хорошего тона. В крайнем случае, хотя бы внешне пытается соблюдать. Как православному священнослужителю, мне кажется, что человек, который называет себя не просто крещенным в православной вере, но и, по сути, православным, тоже должен знать и соблюдать какие-то минимальные требования, которые налагаются на православного христианина. Совершенно непонятная, но, увы, модная ныне фраза: «Главное, чтобы Бог был в душе» - не обязывает никого ни к чему. Более того, на мой взгляд, такой подход просто богохулен! Человек, придерживающийся такого мнения, как правило, сам определяет для себя нравственные критерии, правила духовной жизни и диктует их Творцу. По существу, мы загоняем Бога в свою душу, не спрашивая Его об этом. Возможно ли такое для верующего человека? Не есть ли это страшный грех гордыни? Я знаю, к сожалению, слишком много высокообразованных людей, которые придерживаются подобных взглядов. Удивительно, что сами эти люди исповедают совершенно разные, порой, противоположные нравственные понятия, но каждый из них заявляет, что Бог у него в душе. Получается уже не Творец, а некий многоликий, в нравственном отношении, идол, рожденный самими людьми. Такого, конечно, в душу легко загнать. Но Бог здесь, по-моему, совершенно ни при чем.
В связи с этим хочется Вам задать всего лишь два вопроса, хотя, поверьте, задать хотелось бы гораздо больше.
Первое. Однажды Вы, в очередной раз, заявив о себе, как о верующем человеке, заметили, что любите хорошо поесть, поэтому пост не соблюдаете. И считаете это личным делом каждого человека. И хочется Вас спросить - на чем зиждется Ваша уверенность? На какие (кроме собственной самости) источники Вы опираетесь, когда публично делаете такие заявления? Пост достаточно важный период в жизни православного человека, его никто не может отменить. Если нет сил его соблюдать, то, как мне кажется, нужно говорить о собственной духовной лености и слабости. Грех же это - духовные законы нарушать.
Второе. Вы, наверное, знаете, что сейчас продолжается Великий пост. Период особо строгого воздержания. Время, когда мы не только воздерживаемся в пище, но главное - избегаем праздности, развлечений. Сосредоточиваемся на своем внутреннем мире, своей душе. Пост - своеобразный экзамен, проверка человека: насколько он готов к встрече с вечностью. С миром, где нет ничего временного, материального. И пост помогает понять человеку: насколько он может отказаться от привязанности к материальному. Поэтому каждый человек, который в той или иной форме отвлекает людей от поста, выстраивает соблазны из материальных благ и развлечений, несет за это сугубую ответственность. Одно дело, когда человек сам не соблюдает пост, другое дело, когда он провоцирует на это окружающих. В связи с этим, как Вы можете объяснить Вашу инициативу по проведению проводов зимы 25 марта? Грех же это - развлекаться во время Великого поста! Да и на улице уже весна, и Масленицу давно отпраздновали. Чем вызвано Ваше желание праздника в пост? Спрашиваю, поверьте, не из праздного любопытства. Как и у любого священника, душа болит за каждую крещенную душу, которая явно грешит, не имея страха Божия. И студенты часто задают вопрос: «Почему кесари (руководители), которые со свечами смиренно появляются в храмах на больших церковных праздниках, столь вольно и громогласно нарушают церковные правила и каноны?». «Почему вы молчите, батюшка?» - спрашивают они. И, правда, молчим. Решил все-таки спросить Вас. Простите меня грешного, если вопросы Вам покажутся резкими, но, право, болит душа. Если бы Вы только знали, как болит, когда видишь подобное пренебрежение к духовным канонам наших властей. Не знаю, смею ли надеяться на ответ....
Отец Евгений
Открытое обращение опубликовано на сайте Домового храма при ПГУ: