Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Местное самоуправление. Юрий Сердюк

- О Законе говорят по-разному. Одни считают, что мы ничего не добьемся, другие – наоборот, активно поддерживают. Я расцениваю реформу местного самоуправления как некое возвращение к советским временам. Была руководящая партия, исполком, осуществляющий хозяйственные функции, сельские поселковые советы со своими бюджетами. Существующий Закон 1995 года требованиям современной жизни не отвечает. Почему? Во-первых, глава муниципального образования за всех все решает, а это практически невозможно: современные «заменители» райкомов, райисполкомы и сельсоветы, хоть и являются юридическими лицами, все равно «сидят» на нашей смете. Отсюда некоторая инертность с их стороны: дадут денег – сделаем, не дадут – мы не виноваты. Я уверен, что это положительная сторона Закона – власть и денежные ресурсы будут приближены к людям. Другое дело, для выполнения каких функций избирается власть? По идее, власть должна заниматься всем и отвечать за все. Но данный вопрос все-таки политический и касается способа построения властной вертикали, а федералы решили так – «Мы в это дело не лезем» Со времени вступления Закона в силу мы уже прошли немалый путь – определили, как будут организованы органы местного самоуправления на уровне района, сколько депутатов останется в райсобрании (21 как и раньше). Внесли изменения в Устав, решили, что глава местного самоуправления одновременно будет являться главой администрации района, хотя по Закону можно было поступить иначе, глава МО возглавил бы представительный орган, а главу администрации можно нанять по контракту. Но мы посчитали, что глава администрации избран прямым тайным голосованием, а это определенный уровень доверия населения. Он не только возглавляет исполнительный орган, но и соблюдает баланс сил избранных депутатов и администрации. Если эту пирамиду перевернуть (то есть глава МО возглавит и районное Собрание, а глава администрации будет нанят по контракту), то здесь можно крутить руки исполнительной власти как хочешь, по нескольку раз в день вызывая на ковер, а через полгода или год уволить человека за неисполнение обязанностей. Депутаты ведь работают не на постоянной основе – приезжают на сессию, им дают документы, по прочтении которых они и принимают решение. А когда ежедневно варишься в кипучем котле деятельности, словно пропитываешься жизнью, видишь ее разные стороны, таким образом и появляются взвешенные документы по нашей текущей деятельности. Это был первый наш к реформе местного самоуправления на уровне муниципалитета. На сегодняшний день мы имеем ряд областных законов и собственный план по реализации Закона № 131. Один из наиболее злободневных для нас вопросов – это территориальная целостность. Что это значит? Число МО в Приморском районе останется прежним – 19. То есть мы не пошли по пути укрупнения территорий, ведь буква Закона говорит о том, что власть должна быть приближена к населению. Учитывая нашу географическую разбросанность и отсутствие развитой, а кое-где и какой-либо инфраструктуры (связь, дороги, транспорт), мы поняли, что для нас укрупнение – не выход. У большинства вновь образованных МО крайне слабая экономическая база. Ну а если соединить, к примеру, 4 «слабых», что они от этого, станут сильнее? Нет. А власть будет доступнее? Тоже нет. Зачем же тогда реформа? Отсюда, конечно, возникает спорный вопрос, сэкономим ли мы в этом случае на управленческом аппарате. В принципе Закон дает возможность укрупнения и на перспективу. Инициатором может стать сам муниципалитет или население – путем проведения референдума на 2-3 территориях. Точно так же, как это проходит по всей России по регионам. И потом, когда главы районных администраций говорят о недостатке квалифицированных кадров. Наверное, стоит вспомнить, откуда они сами пришли на свои посты. Просто людей надо учить, готовых глав МО нет, а толковые и ответственные люди всегда найдутся. - Юрий Иванович, а какие у вас приоритеты в осуществлении реформы? Готовите ли вы будущих глав МО? — Закон опирается на Бюджетный, Налоговый, Земельный кодексы. С принятием Закона о местном самоуправлении начался процесс внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Может быть, его даже нужно было делать не Законом, а Кодексом об основах муниципалитета или статьей в Конституции. Поэтому воплотить его в жизнь так, кто как понял, не получится. Определенные задачи стоят перед Федерацией, областями и районами. Те законы, которые необходимо было принять по срокам, уже утверждены областным Собранием депутатов, осталась только шлифовка. Ну а дальше мы выходим на выборы, которые состоятся в октябре текущего года. В Законе прописано, что всенародно избранный глава МО обязан возглавить и представительный орган. Мы возражаем против этого, полагая: если количество жителей в поселении не превышает тысячи человек – да, можно совмещать; если больше – должно быть два разных человека на освобожденной основе. Конечно, мы не вправе нарушить Федеральный закон, но собираемся внести свое предложение на парламентских слушаниях в Госдуме. Думаем, нас услышат. Другой важный вопрос – расщепление федеральных и областных налогов, которое нас совсем не устраивает. Муниципалитеты на сегодняшний день лишены налога на прибыль и имущество предприятий и учреждений. В то же время с 1 января 2006 года они сами становятся плательщиками этих налогов. К примеру, в бюджете Приморского района доходная часть составляет 118 миллионов, а налог на имущество – 39 млн. рублей. - Может быть, МО Приморского района не подвергнутся укрупнению, потому что вы под боком у областного центра? — Наша близость к Архангельску имеет как плюсы, так и минусы. Человек ведь ищет где лучше. Если он грамотен, опытен, полон сил и энергии, не станет возвращаться неизвестно куда. Я имею в виду потенциальный отток кадров… - А какая-нибудь помощь от областной власти вам требуется? Опыта хватает? — Самой ценной для нас бы была учеба, которую проводили бы авторы законопроекта о местном самоуправлении: аппарат Президента РФ, правительство, институты, специалисты в области права. А так ведь каждый читающий Закон понимает его по-своему. С задержкой, но идут документы в развитие Закона о местном самоуправлении из Правительства России: о передаче дебиторско-кредиторской задолженности, имущества. Периодически возникают проблемы, которые надо решать. Например, ОКАТО – коды на учет оплаты налогов. У вновь образованных МО их нет. Однако вот 2 октября выборы глав муниципалитетов состоятся, третьего или четвертого числа они придут на работу. Нужно срочно готовить Устав, регистрировать его и получать этот ОКАТО. А что значит срочно в масштабах всей России – чудес не бывает. Поэтому можно предположить, что в первые несколько месяцев существования новых МО будут проблемы с их финансированием. Или, например, 3 или 4 октября на работу выйдут сразу два главы – избранный вновь и назначенный ранее? Значит, уже сегодня надо думать о предупреждении об увольнении согласно нормам Трудового Кодекса РФ. Также и с вопросами ЖКХ и землепользования, которые мы поначалу планируем оставить за собой, чтобы за 1-2 года переходного периода МО смогли бы набрать людей и обучить их. Хотя у нас на всех территориях за исключением двух созданы соответствующие МУПы, которые затем из муниципальных превратятся в межмуниципальные. Это все проблемы, которые нужно решать на уровне района. Причем процесс реализации реформы ведь поэтапный. Самые серьезные неторопливые шаги мы уже сделали, и теперь находимся в режиме «легкой пробежки». Другое дело, что мы должны быть заряжены и спрогнозированы, куда и зачем бежать и где финиш. Наталья ПОПОВА Фото автора

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (196)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20