Местное самоуправление. Виталий Фортыгин
- В конце прошлого – начале 2005 года мы провели большую последовательную законодательную работу. Так что теперь региональное законодательство в области местного самоуправления в целом приведено в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Если говорить более детально, то в блок вошли следующие областные законы: «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» от 23 сентября 2004 года, «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» (та же дата), «О перечне труднодоступных местностей на территории Архангельской области» от 9 сентября прошлого года, «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований» от 30 июня 2004-го и, наконец, «О местном референдуме в Архангельской области», принятый также 30 июня прошлого года. Также с 1 января 2006 года утратят юридическую силу ряд действующих областных законов в области местного самоуправления, например, «О местном самоуправлении в Архангельской области» и «О порядке государственной регистрации уставов МО Архангельской области» и другие.
В настоящее время в Архангельском областном Собрании депутатов идет работа над проектом нового закона «О межбюджетных отношениях в Архангельской области», в соответствие с которым будут регулироваться бюджетные правоотношения между органами государственной власти области и органами местно самоуправления, а также бюджетный процесс на территории нашего субъекта Федерации. Параллельно уточняется и детализируется областной закон «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области».
Вообще подготовка к реформе местного самоуправления ведется уже в течение двух лет. Поэтому на встречах с главами муниципальных образований и сельских администраций многократно проговаривались многие темы в развитие Закона № 131, в том числе самая болезненная – где взять кадры для управления МО первого уровня? Но ведь на этот вопрос есть ответ: во многих сельских администрациях главы уже избирались, причем кандидатов было четыре-пять, так что население могло присмотреться к неформальным лидерам. И потом, надо верить, что потенциал жителей Архангельской области очень высок. Я не думаю, что проблема в том, кого избрать. Другое дело – подготовка этих людей, чтобы они ориентировались в современных требованиях по формированию бюджета, управлению МО, знали законодательство. Поэтому сегодня в районах проходят семинары, администрация области готовит потенциальных кандидатов во власть по результатам мониторинга. Может быть, это не охватывает 100% населенных пунктов, но то, что она ведется – это факт.
Тревожит и дефицит специалистов, которые будут непосредственно заниматься бюджетом. Здесь нужна высокая квалификация и глубокие знания. Этим занимаются главы районов, поскольку они в первую очередь заинтересованы: ведь выравнивание межбюджетных отношений будет проходить через районный бюджет.
Так что чем ближе 2 октября 2005 года – день выборов глав МО, - тем острее каждый руководитель органа власти ощущает эту проблему. Соответственно активизируется и работа по подготовке моделей бюджетов и инфраструктуры в целом для управления на уровне поселения.
Сложности, скорее всего, будут в тех МО, где изменена структура сельских администраций: Няндомском, Онежском районах. То есть у них центры и границы муниципальных образований не совпадают с тем, что есть сейчас. Исходили они из благих намерений: управляемости и наполнения бюджетов. Думаю, только практика покажет, верны ли их расчеты. В крайнем случае, закон предусматривает возможность «переиграть» деление, но только посредством проведения местного референдума.
Например, в Вельском районе решено полностью сохранить прежнюю структуру. Интересно, что они оказались ближе всего к модели, предполагаемой Федеральным законом: там и пешая доступность, и преемственность опыта управления, и привычность центров власти для населения.
Пока органы местного самоуправления мы будем избирать на три года. За это время должны сформироваться уставы новых МО, их представительные органы. А потом люди сами определят, что для них удобнее. Потому что суть Закона проста: эффективная и доступная власть.
- Виталий Сергеевич, все ли главы районных администраций своевременно принимают меры по реализации Закона №131?
- А у них просто нет другого выхода – все мы должны уважать и исполнять законы.
- Как по-Вашему, чем руководствовались Президент РФ и его помощники, создавая этот Закон?
- У нас даже муниципальная власть порой очень далека от сельских поселений, иногда приходится ехать за 200-300 км, чтобы заверить какой-нибудь документ. Первые шаги были сделаны при введении института мировых судей, который мы активно начинаем вводить. Но! Власть на местах должна быть реальной – с полномочиями и деньгами. Если раньше глава сельской администрации мог использовать лишь силу слова, то теперь в Законе четко сказано: нет полномочий без денег. То есть, по большому счету, Президент руководствовался Конституцией РФ, где сказано, что местное самоуправление организуется на базе поселений.
Соответствующие изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах определили на каждом уровне власти свои налоги, в том числе в МО первого уровня. Причем налоговая база муниципального образования будет связана не с присутствием того или иного предприятия, а с личным хозяйством – налогом на землю и имущество физических лиц. На сегодняшний день остро стоит проблема регистрации частной недвижимости и оформления земельных наделов. Поскольку доходы населения не очень высокие, налог должен быть продуманным, «понимаемым» - это как раз задача Архангельского областного Собрания депутатов. Ведь и людям необходимо понять, что налоги собираются для обеспечения жизнедеятельности населения – строительства дорог, освещения, уборки территории.
В итоге все мы должны почувствовать улучшение, а не ухудшение своей жизни. Поэтому Закон очень гибок, в него будут вноситься изменения, коррективы.
- Что бы Вы сказали по поводу реформы местного самоуправления как член фракции «единороссов» в облсобрании?
- Во-первых, наша партия поддерживает идеи Президента. Во-вторых, положение Конституции РФ и формула доступности и эффективности власти чрезвычайно важны для каждого жителя Российской Федерации. Но мы стоим на том, чтобы вдумчиво и взвешенно подходить ко всем законопроектам, касающимся местного самоуправления. Здесь все как раз и должно быть в соответствии с поговоркой: «Семь раз отмерь, один отрежь», - чтобы мы на грабли не наступали. Поэтому «Единая Россия» будет чрезвычайно внимательно подходить к реализации Закона «О местном самоуправлении».
Беседовала Наталья ПОПОВА
Фото автора