Итак, граждане «страны банкиров» решили, что их правительству следует ограничить трудовую миграцию из стран Европейского союза. То есть, речь не об эмигрантах с Востока или Африки, а о вполне белокожих поляках, болгарах и тд. Да хоть о немцах, не хотят швейцарцы на своих улицах видеть фланирующие толпы их университетских профессоров. И грядущая по итогам голосования реформа наносит серьёзный удар по отношениям страны со всем ЕС, ибо рушит главный принцип Евросоюза - все равны. То же самое, если уроженца Техаса не возьмут на работу где-нибудь в штате Массачусет... мол, «пропиской не вышел». Впору будет рвать их Билль о правах к американской маме.
По данным телерадиокомпании SRF, инициативу Швейцарской национальной партии (с радикально-правым уклоном) одобрили 50,3% граждан и поддержали больше половины кантонов. Авторы инициативы предлагают квоты на выдачу вида на жительство для всех иностранных граждан, включая маятниковых мигрантов и беженцев. Согласно законодательству страны, идея, получившая поддержку на всенародном референдуме, должна стать законом и вступить в силу не позднее чем через три года.
Но тут нюанс. Официально Швейцария не является членом Европейского союза, продолжает жить со своим устойчивым франком. В то же время экономика страны так тесно связана с ЕС несколькими отраслевыми соглашениями, которые, среди прочего, давали гражданам Евросоюза право на трудоустройство в Швейцарии, что является неотъемлемой частью Объединённой Европы, пусть этот «брак» и не зарегистрирован официально. Теперь же по прогнозам аналитиков, закон, который должны будут принять по итогам референдума, серьёзно осложнит отношения Берна и Брюсселя, а также поставит под вопрос существующие соглашения.
Еврокомиссия уже опубликовала заявление, в котором назвала исход голосования попыткой противостоять европейскому принципу свободы передвижения граждан. В Брюсселе намерены проверить возможные последствия этого референдума для отношений Швейцарии с Евросоюзом. Впрочем, европейские чиновники пообещали учесть позицию швейцарского правительства, рекомендовавшего гражданам голосовать против инициативы, к чему они (граждане), как мы видим, не прислушались.
«Если Швейцария запрещает иммиграцию из Евросоюза, она больше не может рассчитывать на все экономические и торговые преференции, которыми она располагает в настоящее время. Мы не позволим им снимать сливки» - предупреждают члены Европарламента. Евросоюз в настоящее время является крупнейшим торговым партнером Швейцарии: в 2013 году потребители из ЕС приобрели швейцарских товаров на $122 млрд.
Швейцарское правительство изначально выступало против инициативы по ограничению трудовой миграции из стран ЕС, однако, по мнению аналитиков, его аргументы не были достаточно четкими для большинства граждан. Правительству не удалось объяснить населению необходимость мигрантов и их пользу для экономики страны. Сейчас иностранцы составляют 23% населения Швейцарии, иммиграция исчисляется 70 тысячами человек в год.
Сторонники инициативы не выдумали ничего нового. Они апеллировали к повседневным проблемам швейцарцев: нехватка жилья, переполненный общественный транспорт, высокая конкуренция на рынке труда. Кроме того, Швейцарская народная партия, агитируя за введение миграционных квот, утверждала, что из-за иммигрантов растёт преступность, в первую очередь - этническая, и разрушается уникальная альпийская культура. Те же аргументы партия применяла на прежних «антимигрантских» референдумах: в 2009 году швейцарцы проголосовали за запрет строительства минаретов на территории страны, а в 2010-м - за автоматическую депортацию иностранных граждан, признанных виновными в совершении серьезных преступлений.
Оппоненты Швейцарской народной партии утверждают, что новый закон ударит, прежде всего, по высококвалифицированным специалистам, работающим в международных компаниях со штаб-квартирой в Швейцарии. В числе организаций, которые могут пострадать больше всех, называют всемирно известные фармацевтические компании Roche и Novartis, а также банк UBS.
Специалисты в области экономики считают, что правительство, скорее всего, постарается разработать такую систему квот, которая позволит Швейцарии максимально защитить свои экономические интересы. Это значит, что Федеральный совет должен будет первым делом провести анализ существующей ситуации и провести консультации с представителями ЕС. При этом неясно, как именно ввести трудовые квоты в динамическом режиме. Уже понятно, что проблемы, прежде всего, возникнут не на рынке интеллектуального труда, а при наборе как квалифицированной рабочей силы (сварщики, станочники и тд), так и в сфере обслуживания - коренные швейцарцы не очень-то рвутся в официанты или за баранку автобуса.
К слову, само «голосовательное воскресенье» прошло отнюдь не безоблачно. На сообщение о победе националистов левые радикалы отреагировали спонтанными акциями протеста в Цюрихе, Берне, Базеле и Люцерне. Крупнейшая демонстрация прошла в Цюрихе, где собрались, по разным данным, от 700 до 1,6 тысячи человек. Как следует из свидетельств очевидцев, полиция заблокировала проход в центр города, после чего некоторые протестующие стали кидать камни в здания и расписывать стены лозунгами. Тем не менее, полиция не стала применять спецсредства для разгона акции. По-моему, они просто не умеют этого делать...
А вообще многие, СМИ в том числе, сравнивали этот референдум с фильмами А. Хичкока в части напряжённости сюжета: ждать окончательного подсчета голосов пришлось непривычно долго, и на протяжении всего этого времени комментаторов и аналитиков, как в хорошем триллере, бросало то в жар, то в холод. Ну, а когда стало ясно, что явка рекордная, а результаты ошеломляющие, тут народ и прорвало на эмоции, что левых, что правых.
Теперь пришло время анализа произошедшего. Газета называет такие (возможные) факторы, как стремительная застройка страны всё новыми и новыми жилыми массивами, «зарплатный демпинг», обострение конкурентной борьбы на рынке труда, подорожавшая аренда жилья.
«Все эти, и многие другие обстоятельства заставили швейцарского избирателя поднять красный флажок на пути неограниченного притока мигрантов из стран ЕС. Страх в связи с возможными неприятностями на европейском фронте оказался куда меньше подспудного раздражения из-за всё большего числа мигрантов, приезжающих в нашу благодатную страну. Наряду с проблемами, с которыми приходится из-за мигрантов сталкиваться приграничным регионам Швейцарии, решение народа притормозить «свободу передвижения» связано ещё и с чувством потери контроля над тем, что «совершается дома». А такое чувство в стране прямой демократии, рано или поздно, должно было привести к подобным последствиям» - резюмирует популярная бернская газета. По мне, так это самый доходчивый и взвешенный анализ из попадавшихся в интернете.
Впрочем, другие швейцарские издания тоже не спешат связывать итоги референдума с ксенофобской политикой, проводимой Народной партией: «Прямая швейцарская демократия бесцеремонно вытащила на свет божий центральную проблематику нашей эпохи. Эксплуатация природных ресурсов, неконтролируемый рост транспортных потоков, бесконечный промышленный рост, все это стало для граждан маленькой Швейцарии слишком серьёзной проблемой и нагрузкой. А отдуваться за всех пришлось свободной иммиграции из Европейского союза».
Ещё одна местная специфика - Швейцария не одномерна в своих политических пристрастиях. Немецкоязычные кантоны и просто крупные города, такие как Берн, Женева или Цюрих, живут богаче, их миграционные проблемы волнуют в меньшей степени. Зато беспокоится небогатая (по их меркам) сельская провинция, им кажется, что пришельцы их объедают.
Сколько лет у нас в России идут разговоры, что нации необходим хоть один референдум по какому-нибудь вопросу. И что, кроме знаменитых «да-да-нет-да» ни одного не припомню, да и тот кончился пальбой из танков по Белому дому. Здесь же разговор даже не о таджиках-дворниках или кавказцев с рынка, а о таких же европейцах, как сами швейцарцы - немцах, испанцах, англичанах, венграх... без разницы. Эти баранов на улицах резать не будут, зуб даю!
Почему же «нет»? Просто швейцарцы, как все солидные и состоятельные люди, больше консерваторы, они не любят перемен даже ради прогресса. Привыкли к размеренной, спокойной жизни без войн и революций, вот и держатся за неё - их в дрожь кидает от одной мысли о гипотетическом росте преступности, прежде всего, уличной.
Получается, что в Альпах идут почти те же процессы, что и у нас в Бирюлёво - коренные жители не хотят видеть рядом чужаков, потенциальных носителей чуждой им культуры. А из бедных мест стремятся переехать в более богатые, где больше платят и красивее живут, так было, и так будет. Весь вопрос в том, как быть с культурой - пришельцы принимают местную или насаждают свою. Последнее, волей-неволей, приводит к росту националистических настроений в самых, казалось бы, интеллигентских кругах.
Вот швейцарцы и голосуют за самую разумную форму ограничения въезда - только по рабочим визам. То есть, приехавший будет ощущать себя в длительной командировке, в которой нет смысла насаждать окружающим свои моральные ценности.
По-моему, очень разумно...
Леонид Черток