Скандинавские страны достаточно серьезно рассматривают возможность использования российских северных портов для развития контейнеризации страны и сбыта своей продукции. По информации RBC daily, в настоящее время ведутся переговоры о реализации проекта «Северный морской коридор», который предполагает формирование и развитие морского пути транспортировки грузов между российским Севером и Европой. Общая стоимость проекта составляет 500 миллионов долларов.
«Северный морской коридор пройдет от Великобритании на юге до Норвегии и России на северо-востоке и Ирландии и Гренландии на северо-западе», – сообщил RBC daily Альфред Бэрд, руководитель Maritime Research Group из Великобритании, одного из создателей проекта. По его словам, разработка проекта, для реализации которого была сформирована группа Northern Maritime Corridor (NMC), началась в 2002 году и завершилась в декабре 2005 года.
Директор британской компании «Ocean Shipping Consultants Ltd.» (OSC, подрядчик по реализации проекта) Эндрю Пенфолд сообщил, что в качестве отправного пункта на восточном конце маршрута рассматриваются три порта: российские Мурманск и Архангельск и норвежский Киркенес. Согласно материалам OSC, имеющимся в распоряжении RBC daily, наиболее велики шансы у Мурманска. По оценкам британских специалистов, он выгоднее расположен, успешнее работает и имеет больше возможностей для расширения. Российские эксперты поддерживают эту точку зрения.
Архангельск – замерзающий порт. Он расположен дальше от европейских портов. Там существуют ограничения по осадке судов. К тому же железнодорожные подходы к Архангельску развиты хуже, чем к Мурманску.
Почему появилась идея реализации такого проекта, понять несложно. По оценке NMC, в течение ближайших 10-20 лет экспорт нефти из российского и норвежского секторов Арктики значительно возрастет. Заинтересованность в приеме и перевалке этого сырья уже проявляют терминалы Sullom Voe, Scapa Flow и Cromarty в Шотландии. К 2010 году NMC прогнозирует рост грузопотока сырой нефти через Мурманск до 20 миллионов тонн, к 2015 году – до 45 миллионов тонн.
Разработчики проекта считают, что развитие нефтегазовых проектов неизбежно повлечет за собой и рост контейнерного импорта. По информации Эндрю Пенфолда, российский контейнеропоток в 2010 году ожидается на уровне 5 миллионов TEU, в 2020 году – 15 миллионов TEU. Пропускная способность контейнерных терминалов, обслуживающих российские грузы (с учетом терминалов Финляндии и стран Балтии), по его словам, планируется на уровне 7 миллионов TEU в 2010 году и 8 миллионов TEU в 2012 году. С учетом прогнозируемого грузопотока это означает, что загрузка терминалов составит через четыре года 80 процентов, а нынешняя разница между спросом и предложением сократится вдвое. Если не будут развиваться альтернативное маршруты и новые перевалочные мощности, то через семь лет загрузка терминалов составит 90 процентов.
Таким образом, по словам российских специалистов, шансы на успешную реализацию у проекта «Севрный коридор» есть.
«Перспективы у проекта хорошие, – сказал RBC daily аналитик «Rye, Man & Gor Securities» Олег Судаков. - Экономический рост в России сопровождается увеличением грузопотока, который будет повышаться и дальше».
Реализовать проект можно лет через 10-15, если начать уже сейчас, считают специалисты. Тем более, что аналогичную работу проводят и российские чиновники. На прошлой неделе руководитель Росморречфлота Александр Давыденко заявил, что в настоящее время Минтранс проводит мероприятия по закреплению статуса Севморпути как самостоятельного евроазиатского транспортного коридора под российским управлением.