– Самая большая проблема нашей страны в том, что все генпланы у нас секретны, и ничего нельзя показывать, хотя со спутников все видно. Да, генплан Архангельска давно устарел. Но я, например, считаю, что он должен быть. Зонирование территорий, конечно, нужно. И нет никаких сомнений, что на разработку генплана требуются большие деньги. Скорей всего в Архангельске никто не сможет этого сделать по-настоящему. У нас уже нет тех кадров, которые были когда-то, а молодые еще не имеют той квалификации в этой области.
— Можно ли адаптировать к современным условиям уже существующий генеральный план?
– Просто адаптировать любой план невозможно. Все-таки тот, кто разрабатывал существующий план, имел в голове какую-то общую концепцию. Этот вопрос должен иметь философское обоснование, а, уже отталкиваясь от общей идеи, нужно дальше создавать и развивать план. Вообще говоря, город требует плана с учетом сегодняшнего состояния старой генеральной застройки города. А мы пока просто выделяем участки. Это опять же не выход из положения, если мы хотим, чтобы город имел свое лицо и остался интересным городом. Нам нужно искать пути и решения, и без генплана, на мой взгляд, не обойтись.
— В Архангельске большой процент ветхого жилья, в первую очередь это деревянные дома…
– Никто не может сказать, сколько времени это все простоит. Может наступить один очень неприятный день, когда все разом может съехать со свай и разрушиться, потому что техническое состояние этих зданий не удовлетворительное.
Эти дома не восстановить, у них такой процент физического износа, что экономически это делать нецелесообразно. Большинство зданий исчерпало свой срок жизни, максимальный 50 лет в большинстве случаев. Сейчас, откровенно говоря, поискать надо то, что в хорошем состоянии.
— Значит, в ближайшее время могут съехать со свай дома послевоенной застройки?
- В ближайшее время могут съехать со свай дома любого времени застройки. Вопрос самый больной – это сваи. Проблема заключается в том, что уровень грунтовых вод значительно понизился в связи с массовой застройкой в 60-70 годы, а если сваи оказываются выше грунтовых вод, они начинают гнить. Вот причина, почему здания сходят со свай.
— Долго ли прослужат панельные дома?
- Панельные дома – это вопрос достаточно неопределенный. Все то, что у нас построено, конечно, ориентировалось на определенный период. Но, когда они строились, и даже сейчас, вряд ли кто-то сможет сказать, сколько они на самом деле простоят. Если бы был хотя бы какой-то опыт до этого... В панельных зданиях самое больное место - это качество сварки, качество закладных деталей. Трещины-то трещинами, но как бы вообще панели не начали разваливаться!
Неспроста в Москве все это сносят, потому что на самом деле и моральный, и физический срок жизни этих зданий уже истек. Требуются очень большие затраты на ремонт любых панельных зданий. Не надо думать, что 93-яя серия - это что-то другое, просто другой уровень, другая конструктивная схема, но, по сути, то же самое. При прочих обстоятельствах проблема с этими домами точно так же может возникнуть.
— Как обновлять жилую застройку?
– Мы должны принимать решение, что делать: сносить здание, строить на этом месте новые или реконструировать, ремонтировать. Какую долю расходов понесет общество или муниципалитет. Эти все вопросы должны решаться, потому что все целиком отдавать, как сегодня предусмотрено нашим жилищным кодексом, только собственникам, нельзя. Не все абсолютно собственники богаты. Вопрос – и достаточно серьезный - заключается в том, что у нас таких районов много в городе. Опять вопрос встает: а где начать, а с какого угла, а что здесь разместить.
Очень легко говорить, что денег нет, надо искать возможности. Поиск этих возможностей – самая главная задача муниципалитетов.
— Виктор Иванович, считаете ли Вы поиск финансирования решаемой проблемой?
– По сути дела, эту проблему можно решить введением некоего обременения. Все хотят получить участок в центре города, пусть даже на конкурсе. Мэрия может объявить конкурс, но с обременением: вот вы построите здесь что-то, но отдайте городу такую-то долю квартир. Так это делается во всех нормальных городах. В какой-то период времени инвесторы были не готовы и не очень хотели.
Сегодня больше десятка случаев выделения участков, где требуется снос. Инвесторы приобретают людям квартиры и расселяют их, только ради того, чтобы получить участок. Инвестор идет на это. И это, конечно, нужно приветствовать и очень правильно понимать. С другой стороны это надо регулировать каким-то образом. Это вопрос к мэрии, какой департамент будет этим заниматься?
— В последнее время в Архангельске построено много новых торговых комплексов, облицованных зеркальными панелями…
– С точки зрения технологии, вроде, все правильно сделано на сегодняшний день, а вот с точки зрения долговечности сложно ответить на вопрос. Сегодня требования СНиП по теплотехнике говорит, что стена должна быть с утеплителем. Так построены торговые комплексы «Престиж», «Сити-центр». Утеплитель, как вы понимаете, это материал не вечный, через 20 лет он раскрошится или вообще съедет. Через 20 лет шикарные здания промерзнут, то есть прижимную стеночку надо будет разбирать до одного кирпича.
Торговый центр «Час Пик» - это первый качественный пример вентилируемого фасада. Сделали основную несущую стену из кирпича, к ней крепится утеплитель, а сверху закрывается декоративной, не очень толстой панелью. И вид у здания красивый. Эти облицовочные плиты снимаются, и утеплитель можно заменить. Очень много такого рода зданий построено в Уренгое, Нижневартовске. Вообще-то говоря, во всем мире давно так строят, это мы просто долго шли ко всему этому.
— Кто же должен следить за внешним обликом города?
– Проще всего обвинять главного архитектора города, но не все так просто и не все зависит от желания этого человека, хотя, в принципе, он отвечает за общую среду. Есть одна тонкость, понимаете, у нас всегда в городе не хватало, и до сих пор это так, классных архитекторов. В Архангельске архитекторов никогда не выпускали, поэтому архитекторы все здесь люди приезжие. Кто остался, тот, собственно говоря, и строит. Если бы у нас был большой город, уровень архитектуры, я вас уверяю, был бы выше. А, исходя из нашего небольшого размера города, мы просто не можем себе позволить большего. Заказывать проект в другом каком-то солидном институте - это чрезвычайно дорого, поэтому, что мы имеем из архитекторов, то и имеем.
— Как поступить с существующими памятниками архитектуры?
– Сохранять их обязательно надо при всех обстоятельствах. История города – это, конечно очень важный момент. Гостиный двор – это лицо города. Если Гостиный двор юридически не оформлен памятником архитектуры, то что мешает его оформить? Не такая уж сложная задача: навести порядок хотя бы с юридической стороны вопроса, со статусом. Я вам не могу ответить, в чем там основная причина, исключая финансы. Почему на это финансы не найдены? Также я не понимаю, почему до сих пор шхуну «Запад» не восстановили, неужели требуются сумасшедшие деньги? Например, можно ввести налог какой-то местный.
— Ремонт Гостиных Дворов начат, но отремонтированная стена, как я заметила, уже раскрошилась…
– Там вся причина в том, что кирпич на самом деле очень плохой. У нас вообще очень сложно с кирпичом. А самая большая проблема у кирпича – это, конечно, морозостойкость. Местные кирпичные заводы делают такой кирпич, который никому не нужен. Эти заводы никогда не были приличными. У нас только завод силикатного кирпича более или менее современный. Оборудование морально и физически устарело, именно по этой причине и технологию выдержать невозможно.
Набережная, Гостиные Дворы, шхуна «Запад» – это лицо города, однако они даже не имеют юридического статуса памятников истории. Что мешает собрать все документы и присвоить им этот статус? Неужели нужны такие большие деньги на их восстановление? Я не понимаю, почему эти деньги до сих пор не найдены. Сегодняшнее состояние жилой застройки весьма неудовлетворительное, не сегодня - завтра дома начнут рушиться. В городе нет социального жилья. Мэрия не выделяет участков под социальное строительство. Видимо, городская власть хочет дождаться социального взрыва...
Беседовала Татьяна Мартынова
Фото Татьяны Мартыновой и Николая Гернета
С развитием юридической и законодательной базы все большей важности в нашей жизни являются ценные бумаги. В широком понимании ценная бумага — это любой документ, который продается и покупается по соответствующей цене. За данными процессами наблюдают брокеры. Вашему вниманию предоставлен рейтинг бинарных брокеров. Более подробно ознакомиться с информацией Вы можете на сайте bestbinar.ru.