Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Нужен ли Архангельску генеральный план?

– Генеральный план Архангельска датируется 1983 годом, он разрабатывался из расчета на 25 лет. Сейчас он устарел ввиду того, что на дворе другая экономическая и политическая система. Основой генпланов тех времен была общественная собственность и централизованное финансирование. Генеральный план намечает, какое население будет в перспективе. Считалось, что будет 400 тыс., а сейчас 360 тыс. человек.

Кроме того, когда его принимали, там была масса замечаний. Я даже не знаю, до конца ли он был юридически принят. Я присутствовал на градостроительном совете, где это все рассматривалось, было много пожеланий, замечаний, их нужно было внести, и лишь потом утверждать план. Принимавших инженеров уже нет в живых.

На сегодняшний день моя субъективная точка зрения, что городу генеральный план не нужен. Как мы в советское время не разрабатывали генпланы, согласно им мы получали деньги. Но, в принципе, город - это сложнейший организм, своеобразная раковая опухоль на теле земли. Город развивается по своим законам, которые мы еще не научились прочитывать, которые не понимаем до конца и не умеем прогнозировать.

- Как же без генплана контролировать градостроительную политику в городе?

– Это не обязательно должен быть генеральный план. Просто нужно провести зонирование. Центральная часть города является местом высотного строительства, это офисы. Это очень дорогая земля, соответственно, если я получил участок, то я стараюсь окупить его, выжать все из этого участка, построить как можно больше этажей и сдавать их. Сам же я хочу жить, раз я буду заказчиком небоскребов, где-то на природе в одноэтажном деревянном доме. Обозримое будущее Архангельска именно такое и будет, в этом нет никаких сомнений. В центральной части будут тереться друг о друга высотные здания, а дальше будут одноэтажные дома на большой территории, как и во всех городах американской агломерации.

- Каково ваше отношение к современным постройкам?

– Как показывает практика, если у меня есть деньги, то можно построить все. Сегодня настал такой день, когда нет ничего невозможного. В советские времена не было современных строительных и отделочных материалов, поэтому дома были тяжеловесные. Сегодня возможности проектировщика безграничны. И вот архитектура сегодняшнего города и масштаб появляющихся зданий говорит о том, что есть отдельные какие-то фирмы, есть новые русские, которые могут себя реализовать, но только пока в таком вот масштабе.

Нам досталось ужасное архитектурное наследство, все эти типовые дома. Мы вытряхнули из городов душу. А теперь больше нет типового строительства, для капитализма это не характерно. Сейчас каждый платящий деньги может построить что угодно.

- Что же будет со старинными зданиями нашего города?

– Если здание никому не нужное оно умрет. Здание должно эксплуатироваться – это машина.

Владельцы «Троицкого Пассажа» очень аккуратно подошли к восстановлению этого здания. Они включили его в сегодняшнюю жизнь в хорошем товарном виде. Оно было все запущенное. Я был поражен тому, что они всю лепнину дотошно восстановили, очень качественно. И пусть работает в качестве торгового центра. До революции это была почта, а на углу был винный погребок. Потом там техникум связи размещался. Только то, что оно стоит в центре города, обращает на себя внимание.

На каждый памятник архитектуры должен найтись такой заинтересованный хозяин.

А кинотеатр «Север» восстанавливать совершенно не нужно, тот, что в Театральном переулке стоит. Это никакой не памятник архитектуры, а рядовое здание. Ведь к памятнику какие-то критерии должны быть. В нем что-то должно состояться, кто-то умер, кто-то родился, это человеческий фактор. Оно должно быть новым, этапным в истории архитектуры или типичным для своего времени.

– Гостиные Дворы совершенно точно можно назвать памятником архитектуры…

- В любом городе стоит замок, таким замком у нас были Гостиные Дворы. Они занимали целый квартал, они шли вдоль Воскресенской, не доходя до Троицкого, параллельно Троицкому до Свободы, по Свободе и по Набережной. Это все был один огромный организм.

Гостиные дворы - это наша трагедия, тут требуется принципиальный подход. Мы никак не можем восстановить этот огромный каменный массив. Угол Гостиных Дворов сделан два года назад, все уже обрушилось. Там кирпич не качественный. Пока все доделают - остальное развалится. Пока дождемся конца реставрации, он уже будет выглядеть как памятник архитектуры в кавычках.

Гостиные Дворы, конечно, нужно восстановить, но у меня есть своя точка зрения на это. Я за то, чтобы снести Гостиные Дворы, оставить только маленький фрагментик историзма и возвести заново. Сделать из качественного кирпича. Точно определиться, каким его сделать: по состоянию на конец XVIII века или на момент его появления. Все упирается в деньги.

– Приезжающие в Архангельск люди хотят увидеть доказательства нашей 400- летней истории…

- Нашему городу не 400 с небольшим лет, как мы празднуем, а все 600. Это нужно набрать воздуха в себя мэру города и сказать.

Доказательства только градостроительные. Рассуждения просты. Города никогда не начинаются с пустого места, они медленно вырастают из деревенских поселений. У меня есть путеводитель по Парижу, который начинается словами: «Париж начался с палаточного городка, который разбили римские легионеры на острове Сите», – вот от этой даты они и ведут отчет. Для них это гордость.

Мы же празднуем 400-летие, целый пласт своей истории выкидываем. Русский старинный город всегда начинался с освященного места, Архангельск начался с монастыря Михаила Архангела. Вторая ступень: Иван Грозный издает указ построить город. Заложить город в эпоху Ивана Грозного - это обозначало огородить город. Он издал указ обнести деревянной стеной, деревянным тыном уже существующее поселение. Город превратился в крепость, затем он превратился в порт, затем - в центр судостроения. Архангельск - уникальный город в этом смысле, он прошел несколько фаз развития, и мы задвинули двести лет истории «козе под хвост» и от этого только проигрываем.

И надо в это лето праздновать уже 620 лет.

– Почему на Чумбаровке нет деревянных мостовых, как в старом Архангельске?

В деревянном Архангельске действительно были деревянные мостовые, но тогда в городе проживало 23 тысячи человек. Сейчас в городе 360 тысяч человек. Деревянный тротуар придется каждое лето ставить новый. Мы сделаем, конечно, такой ретро-кусочек деревянного тротуара от Поморской до Володарского и сделаем какую-то клумбу из булыжников, как булыжные мостовые раньше были. Остальное надо приспособить под человеческие нагрузки. Дома, конечно, останутся, но их надо привести в порядок, создание улицы продолжается. Мы потребуем, чтобы фиолетовый дом, который у рынка, был сделан таким, каким он был. Мы им отдали этот дом именно на таких условиях. Он очень важный в этой улице, он, как вход, начинает эту улицу.

На мой взгляд, Донской, какой ни есть, он в историю войдет хотя бы тем, что взялся за Чумбаровку. От Нилова Архангельску не осталось никакого сувенира…

Беседовала Татьяна Мартынова

Фото Николая Гернета


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Январь 2025 (122)
Декабрь 2024 (399)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)







Деньги


все материалы
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20