В подписанном президентом законе указывается, что под туристско-рекреационной деятельностью понимается создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а также развитие и оказание услуг в данной сфере.
Согласно данному закону, резидентом туристско-рекреационной особой экономической зоны признается индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории муниципальных образований, в границах которых расположена особая экономическая зона (ОЭЗ). Резидент должен пройти конкурсный отбор и заключить с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности.
Общий порядок создания и механизм функционирования ОЭЗ не меняется по сравнению с производственными и технико-внедренческими ОЭЗ, однако туристско-рекреационные зоны могут создаваться на территории нескольких муниципальных образований. Кроме того, на территории таких зон разрешается разработка полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных. Виды деятельности, которые запрещены на территории туристско-рекреационных ОЭЗ, определяются правительством РФ.
Допускается, что на момент создания такой зоны земельные участки на ее территории могут находиться во владении или пользовании граждан и юридических лиц. Эта норма касается и участков, предоставленных для размещения объектов транспортной, инновационной и жилищной инфраструктуры. На этой земле могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности. Особая экономическая зона может включать земли особо охраняемых территорий.
Устанавливается, что максимальный размер арендной платы за участки, предоставленные резиденту, определяется постановлением правительства РФ.
Туристские ОЭЗ - не новое явление в мировой практике функционирования разнообразных особых экономических зон. В 120 странах насчитывается свыше трех тысяч различных ОЭЗ с годовым оборотом 600 млрд долл. Для России в настоящее время создание именно ТР ОЭЗ стало делом государственной важности, так как страна быстро теряет туристическую привлекательность: в 2005 году наблюдался существенный отток гостей, и почти втрое замедлились темпы роста турбизнеса, составив 23,5%, по сравнению с 66,7% в 2004-м. Потенциально прибыльная индустрия второе десятилетие никак не может избавиться от многочисленных проблем, связанных, например, с нехваткой инвестиций для строительства гостиниц всех видов "звездности", да и практически всей современной инфраструктуры, необходимой для привлечения интуристов и разворота турпотока сограждан, предпочитающих отдыхать за границей. Об этом сообщает РБК.