Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Новый Лесной кодекс – рай для монополистов

- В начале 2006 года, после принятия Лесного кодекса в первом чтении, эта редакция законопроекта многими критиковалась. Неужели за полтора года работы над поправками не были учтены недоработки?

- Для развития лесной отрасли страны сегодня есть все предпосылки. Однако главные препятствия, мешающие развитию — это низкая степень переработки древесины, отсутствие прогрессивного оборудования и технологий на лесопромышленных предприятиях из–за отсутствия необходимого для этого объёма инвестиций. Виной тому неблагоприятный инвестиционный климат и корпоративные войны, захлестнувшие Россию впоследнее время. Поэтому из страны вывозится восновном необработанная древесина, а не продукция с высокой добавленной стоимостью, приносящая большие доходы и валютные поступления.

Проблемы привлечения частных инвестиций в лесное хозяйство и лесопромышленную деятельность, стимулирования развития глубокой переработки древесины и должен решать Лесной кодекс. Но на самом деле не содержит никаких правовых механизмов решения этих проблем. Основная задача кодекса — создание условий для пропорционального развития всех отраслей лесного сектора экономики России, включая сохранение и воспроизводство лесных ресурсов. После первого чтения со стороны многих участников лесного сообщества поступили конкретные предложения по доработке документа. Часть поправок и предложений были учтены в новой версии документа. Но самые спорные и опасные положения законопроекта разработчик кодекса — МЭРТ— сохранило.

- Что это за опасные положения законопроекта, и чем они так опасны?

- В варианте, который будет, судя по всему, вынесен на рассмотрение депутатов 5 июля, сохранена возможность покупки-продажи лесных земель, так как там лесной участок признан земельным участком из состава лесного фонда. И, естественно, там же декларируется, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков могут регулироваться земельным законодательством. Главное противоречие — это приравнивание леса к движимому имуществу. При этом не учитывается очевидный факт, что лесные земли – это лишь часть единой природной экосистемы, каковой является лесфонд.

То есть получается, что только лесной участок рассматривается с точки зрения объекта недвижимости. А с лесом делать можно практически всё, что угодно – вырвать, как редиску, для строительства коттеджей, продавать зарубеж в необработанном виде корабельные рощи и сибирский кедровник, сдавать лесные участки в субаренду крупным лесопромышленным компаниям на кабальных условиях, совершенно не беспокоясь о том, что могут быть нарушены средообразующие и другие экологические свойства леса.

Традициям правового регулирования лесных отношений в большей степени отвечало бы использование в кодексе категории «участок лесного фонда», включающий лес и землю под ним в их совокупности и единстве.

- Как в кодексе предусмотрена процедура привлечения инвесторов? Это будут конкурсы, аукционы или иные формы?

- Как и в предыдущей версии законопроекта, предлагается сохранить систему аукционов при предоставлении прав лесопользования. Аукционная система, базирующаяся лишь на принципе «кто больше заплатит», приведет к тому, что 3-4 крупных клана станут владельцами огромных лесных территорий и крупнейших лесопромышленных компаний и предприятий. Если реально смотреть на вещи, то новыми арендаторами российских лесных земель могут быть и зарубежные транснациональные корпорации, которые не заинтересованы вкладывать деньги в создание долгоокупаемых и капиталоёмких лесопромышленных комбинатов, а, скорее всего, будут вывозить лес из страны в необработанном виде, чем подтвердят статус России, как сырьевого придатка развитых лесопромышленных стран. При отсутствии каких-либо специальных требований к участникам аукционов победителями могут оказаться и структуры, не имеющие прямого отношения к лесному сектору экономики, а специализирующихся на рейдерской деятельности и финансовых спекуляциях.

- Как, по-вашему, надо решать вопросы с аукционами?

- К аукциону должны допускаться преимущественно предприятия, имеющие мощности поглубокой переработке древесины — если речь идет о заготовке древесины. Преимуществом при равной предложенной ставке платы должны пользоваться предприятия, ранее осуществлявшие соответствующие виды лесопользования и не нарушавшие законодательство, прошедшие добровольную лесную сертификацию.

- Оговариваются ли в кодексе сроки аренды?

- Да, но здесь тоже не учитывается много факторов. В законопроекте предусмотрена продажа на аукционах права на  заготовку древесины сроком до 1 года, а аренда лесных участков предусмотрена насрок от 10 до 49 лет. На мой взгляд, краткосрочная аренда должна предоставляться на больший срок. Это диктуют правила и практика лесозаготовительных работ. Не сможет лесозаготовитель за это время подготовить участок к заготовке древесины, вывезти лес. Да ещё и оставить после себя лесосеку в экологически нормальном состоянии. За год такой объем работ не осилить. Разумно было бы предоставлять аренду до 5 лет.

Что касается долгосрочной аренды, то здесь, напротив, сроки необходимо сократить до 25 лет— с правом автоматической пролонгации арендных договоров при добросовестном исполнении договорных обязательств. Именно так делается в Канаде и иных странах с хорошо развитой лесной промышленностью.

- Внесены ли в кодекс позитивные поправки?

- Да, по некоторым моментам разработчики все же учли предложения лесоводов, лесопромышленников, экологов и общественных организаций. К примеру, в законопроекте приведен практически исчерпывающий перечень случаев ограничения пребывания граждан в лесах, а также обозначены органы, устанавливающие это ограничение. Одним из важнейших моментов является пункт, в котором устанавливается федеральная собственность на лесные участки из состава земель лесного фонда. В собственности субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц могут находиться лесные участки из состава земель особо охраняемых территорий и земель, занятых городскими лесами.

Также была дополнена возможность заготовки древесины гражданами для отопления, для ремонта жилфонда и жилищного строительства, иных собственных нужд. Введена новая статья «Создание и эксплуатация лесных плантаций», позволяющая создавать целевые хозяйства по выращиванию древесных пород для переработки на крупных лесоперерабатывающих комбинатах.

И еще один немаловажный момент: дополнительно введена такая форма передачи лесных участков в пользование, как их предоставление лесопользователю без аукциона на основании инвестиционного соглашения. Но все же, повторюсь, этого недостаточно для эффективного использования лесного фонда

Беседовала Татьяна Вильде

Источник: http://www.rosbalt.ru/2006/06/26/257906.html

Фото Николая Гернета


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Апрель 2020 (73)
Март 2020 (291)
Февраль 2020 (230)
Январь 2020 (226)
Декабрь 2019 (265)
Ноябрь 2019 (256)



Деньги


все материалы
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20