- В начале 2006 года, после принятия Лесного кодекса в первом чтении, эта редакция законопроекта многими критиковалась. Неужели за полтора года работы над поправками не были учтены недоработки?
- Для развития лесной отрасли страны сегодня есть все предпосылки. Однако главные препятствия, мешающие развитию — это низкая степень переработки древесины, отсутствие прогрессивного оборудования и технологий на лесопромышленных предприятиях из–за отсутствия необходимого для этого объёма инвестиций. Виной тому неблагоприятный инвестиционный климат и корпоративные войны, захлестнувшие Россию впоследнее время. Поэтому из страны вывозится восновном необработанная древесина, а не продукция с высокой добавленной стоимостью, приносящая большие доходы и валютные поступления.
Проблемы привлечения частных инвестиций в лесное хозяйство и лесопромышленную деятельность, стимулирования развития глубокой переработки древесины и должен решать Лесной кодекс. Но на самом деле не содержит никаких правовых механизмов решения этих проблем. Основная задача кодекса — создание условий для пропорционального развития всех отраслей лесного сектора экономики России, включая сохранение и воспроизводство лесных ресурсов. После первого чтения со стороны многих участников лесного сообщества поступили конкретные предложения по доработке документа. Часть поправок и предложений были учтены в новой версии документа. Но самые спорные и опасные положения законопроекта разработчик кодекса — МЭРТ— сохранило.
- Что это за опасные положения законопроекта, и чем они так опасны?
- В варианте, который будет, судя по всему, вынесен на рассмотрение депутатов 5 июля, сохранена возможность покупки-продажи лесных земель, так как там лесной участок признан земельным участком из состава лесного фонда. И, естественно, там же декларируется, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков могут регулироваться земельным законодательством. Главное противоречие — это приравнивание леса к движимому имуществу. При этом не учитывается очевидный факт, что лесные земли – это лишь часть единой природной экосистемы, каковой является лесфонд.
То есть получается, что только лесной участок рассматривается с точки зрения объекта недвижимости. А с лесом делать можно практически всё, что угодно – вырвать, как редиску, для строительства коттеджей, продавать зарубеж в необработанном виде корабельные рощи и сибирский кедровник, сдавать лесные участки в субаренду крупным лесопромышленным компаниям на кабальных условиях, совершенно не беспокоясь о том, что могут быть нарушены средообразующие и другие экологические свойства леса.
Традициям правового регулирования лесных отношений в большей степени отвечало бы использование в кодексе категории «участок лесного фонда», включающий лес и землю под ним в их совокупности и единстве.
- Как в кодексе предусмотрена процедура привлечения инвесторов? Это будут конкурсы, аукционы или иные формы?
- Как и в предыдущей версии законопроекта, предлагается сохранить систему аукционов при предоставлении прав лесопользования. Аукционная система, базирующаяся лишь на принципе «кто больше заплатит», приведет к тому, что 3-4 крупных клана станут владельцами огромных лесных территорий и крупнейших лесопромышленных компаний и предприятий. Если реально смотреть на вещи, то новыми арендаторами российских лесных земель могут быть и зарубежные транснациональные корпорации, которые не заинтересованы вкладывать деньги в создание долгоокупаемых и капиталоёмких лесопромышленных комбинатов, а, скорее всего, будут вывозить лес из страны в необработанном виде, чем подтвердят статус России, как сырьевого придатка развитых лесопромышленных стран. При отсутствии каких-либо специальных требований к участникам аукционов победителями могут оказаться и структуры, не имеющие прямого отношения к лесному сектору экономики, а специализирующихся на рейдерской деятельности и финансовых спекуляциях.
- Как, по-вашему, надо решать вопросы с аукционами?
- К аукциону должны допускаться преимущественно предприятия, имеющие мощности поглубокой переработке древесины — если речь идет о заготовке древесины. Преимуществом при равной предложенной ставке платы должны пользоваться предприятия, ранее осуществлявшие соответствующие виды лесопользования и не нарушавшие законодательство, прошедшие добровольную лесную сертификацию.
- Оговариваются ли в кодексе сроки аренды?
- Да, но здесь тоже не учитывается много факторов. В законопроекте предусмотрена продажа на аукционах права на заготовку древесины сроком до 1 года, а аренда лесных участков предусмотрена насрок от 10 до 49 лет. На мой взгляд, краткосрочная аренда должна предоставляться на больший срок. Это диктуют правила и практика лесозаготовительных работ. Не сможет лесозаготовитель за это время подготовить участок к заготовке древесины, вывезти лес. Да ещё и оставить после себя лесосеку в экологически нормальном состоянии. За год такой объем работ не осилить. Разумно было бы предоставлять аренду до 5 лет.
Что касается долгосрочной аренды, то здесь, напротив, сроки необходимо сократить до 25 лет— с правом автоматической пролонгации арендных договоров при добросовестном исполнении договорных обязательств. Именно так делается в Канаде и иных странах с хорошо развитой лесной промышленностью.
- Внесены ли в кодекс позитивные поправки?
- Да, по некоторым моментам разработчики все же учли предложения лесоводов, лесопромышленников, экологов и общественных организаций. К примеру, в законопроекте приведен практически исчерпывающий перечень случаев ограничения пребывания граждан в лесах, а также обозначены органы, устанавливающие это ограничение. Одним из важнейших моментов является пункт, в котором устанавливается федеральная собственность на лесные участки из состава земель лесного фонда. В собственности субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц могут находиться лесные участки из состава земель особо охраняемых территорий и земель, занятых городскими лесами.
Также была дополнена возможность заготовки древесины гражданами для отопления, для ремонта жилфонда и жилищного строительства, иных собственных нужд. Введена новая статья «Создание и эксплуатация лесных плантаций», позволяющая создавать целевые хозяйства по выращиванию древесных пород для переработки на крупных лесоперерабатывающих комбинатах.
И еще один немаловажный момент: дополнительно введена такая форма передачи лесных участков в пользование, как их предоставление лесопользователю без аукциона на основании инвестиционного соглашения. Но все же, повторюсь, этого недостаточно для эффективного использования лесного фонда
Беседовала Татьяна Вильде
Источник: http://www.rosbalt.ru/2006/06/26/257906.html
Фото Николая Гернета