Депутат отметил, что в настоящее время в стране функционируют около 10-15 крупных интегрированных лесопромышленных компаний, эффективность которых на порядок выше обособленных предприятий. Первичным технологическим звеном этих корпораций является лесозаготовительное производство, то есть в их состав входят десятки леспромхозов, для которых на протяжении многих лет выделяется лесфонд. Если же в аренду можно будет через аукцион забрать любой понравившейся лесной участок, как предполагается в проекте Лесного кодекса, крупным интегрированным компаниям будет значительно сложнее работать - ведь вряд ли какая-либо бизнес-структура захочет взять в аренду необустроенные лесные участки. К тому же вряд ли «новый» непрофильный капитал станет вкладывать в длительные низкорентабельные проекты. Зато, согласно кодексу, можно будет передавать лесные земли в субаренду лесопромышленным компаниями на кабальных условиях или уничтожить (сжечь) лес под застройку участка коттеджами. Поэтому будет не избежать жесткого передела собственности в лесопромышленном комплексе.
Введение в законопроект такого инструмента, как «инвестиционное соглашение», Крупчак назвал существенным шагом вперед на пути повышения инвестиционной привлекательности российского ЛПК, так как в этом случае лесные участки могут передаваться стратегическим инвесторам без аукционов. Но, по мнению депутата, это не решает проблему сохранения действующих лесопромышленных компаний, так как непонятно, как будут учитываться уже вложенные в обустройство участков и создание перерабатывающих мощностей инвестиции. В законопроекте даже нет статьи о механизме компенсации затрат в случае «отъема» обустроенного участка.
Крупчак также отметил, что авторы последнего варианта из Минэкономразвития России определяют главным объектом арендных отношений «лесной участок» как «земельный участок из состава земель лесного фонда». Такая подмена, по его мнению, делается, чтобы облегчить последующий оборот, т.е. передачу лесов в другие виды собственности, в т.ч. в частную, не по лесному, а уже по земельному и гражданскому законодательству.
По словам Крупчака, поскольку лесами покрыто 70% территории России и эти земли можно будет забрать в длительную аренду на аукционах, то существует опасность, что тот, кто будет владеть лесами (в том числе иностранцы), будет и «хозяином земли российской». К тому же, отмечает он, можно только предположить грядущий размах спекуляций лесными землями и рейдерства по поглощению привлекательных для корпоративных захватчиков лесопромышленных компаний. Крупчак заявил, что этого допустить никак нельзя, и в рамках рассмотрения законопроекта в Госдуме РФ он внесет соответствующие поправки ко второму чтению, которые будут максимально учитывать интересы российских лесопромышленников.
По материалам «Росбалт»