Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Много маленьких царьков. К чему ведёт Архангельск «реформа» местного самоуправления?

А давайте вспомним, с чего началось новое мышление в СССР. Не с кооперативных товаров и шашлыков, которые многим были не по карману. Не с «Московских новостей» и «Огонька», очереди за ними к киоскам «Союзпечати» выстраивались, разве что, в Москве и Ленинграде. Я говорю о праве для всех - праве выбора. И начиналось оно именно с альтернативных выборов своих представителей в органы власти.

 Смею утверждать, что в Советском Союзе это была фикция. В классе шестом пионерская дружина школы наградила меня высоким правом дежурить на выборах в Верховный совет. В свой законный воскресный выходной три часа отстоял у урны для голосования в качестве консультанта «куда совать бумажку». За этот отрезок времени выполнить свой гражданский долг зашли полтора пенсионера... и это при вполне приличном для того времени буфете, где мне перепало на халяву два стакана «Буратино» и эклер. Зато на следующий день в газетах написали - «на выборах в очередной раз уверенно победил блок коммунистов и беспартийных, явка составила более 85 % населения, достигшего избирательного возраста». Это официальная ложь стала одной из первых вех на моём пути к диссидентству и внутренней эмиграции.

 Лично ходил голосовать я только в армии. Этот день назывался в войсках «днём демократии» - не было команд «подъём-отбой», можно было не ходить строем и не отдавать честь старшим по званию. На обед выдавали по сомнительной котлете, как на 23 февраля или День танкиста. За кого голосовали? Никто этим даже не интересовался, жизнь от этого совсем не менялась.

 Но вот наступили времена, когда твой голос начал что-то значить. Да, с ошибками, с поиском верного пути, но за всё это ты сам уже был в ответе, а не абстрактный ЦК КПСС. Особенно, что касается местных выборов, когда голосуешь не за лицо в экране телевизора, а за конкретного человека, которого можешь увидеть воочию и при желании даже поговорить. Именно это участие в жизни своего города и района у нас пытаются отобрать.

 А что предлагают взамен? Согласно 136-му Федеральному закону и дополнениям к нему нас ожидают следующие «новации»:

 - наряду с существующими (и неотменяемыми) вводится новый вид муниципального образования - городской округ с внутригородским делением. Проще говоря, город, являясь муниципальным образованием, может быть разделен на более мелкие муниципалитеты - районы;

- в случае создания внутригородских районов, за ними закрепляется перечень вопросов местного значения, и соответствующие полномочия по их решению;

- определяются самостоятельные источники доходов бюджетов и состав имущества внутригородских районов;

- во внутригородских районах формируются собственные представительные и исполнительные органы местного самоуправления.

О том, что принесёт нашему городу дробление на муниципалитеты со своими отдельными полномочиями, отдельным бюджетом и пр., поговорим чуть ниже. А сейчас о деталях, в которых, как известно, скрывается сам дьявол. Итак, в новом варианте местного самоуправления, который нам собирается предложить областная администрация (именно она), есть два варианта формирования как представительного органа власти, так и главы района. А именно или путём прямых выборов населением, или путём выборов из числа депутатов представительных органов внутригородских районов. Тоже касается и выборов главы нового мини-муниципалитета. Что выгодно инициатору (обладминистрации), догадаться несложно. С десятком (или сколько там будет на район) депутатов договориться гораздо проще, чем с десятками тысяч избирателей. Договориться о том, чтобы Соломбалой (к примеру) руководил тот, кто с пиететом относится к руководству области в ущерб интересам жителей округа.

 Но самый главный момент заключается в этом пункте проекта областного закона: Если глава муниципалитета выбирается депутатами представительного органа, исполнительный орган - местную администрацию будет возглавлять «сити-менеджер», контракт с которым заключается по итогам конкурса. Состав конкурсной комиссии формируется наполовину депутатами представительного органа, наполовину - губернатором региона.

 Жирный шрифт не случаен. Общеизвестно, что губернатора области Игоря Орлова и мэра Архангельска Виктора Павленко связывают далеко непростые отношения, глава региона всё чаще ставит себе в заслугу (в отсутствие иных) противостояние с градоначальником. Не только с самим Павленко, но и с Архангельском, как таковым, лишая его законных денег на выполнение функций областной столицы. Мало того, по мнению многих экспертов именно Павленко может стать главным конкурентом Орлову на губернаторских выборах 2017 года. Велик же соблазн убрать его депутатскими руками на начальном этапе. Подленько, исподтишка, зато действенно.   

 Радуется будущим перспективам и областной депутат Эрнест Белокоровин: - После реформирования местного самоуправления в Архангельске могут появиться четыре района с населением 70-80 тыс. человек и бюджетом около 1,5 млрд. руб. каждый. Они смогут сами решать свои проблемы, - поделился он своими надеждами с журналистами газеты «КоммерсантЪ». Похоже, экс-кандидат  в мэры Архангельска уже видит себя «посаженным на кормление» в Соломбалу, раз не поленился подсчитать, сколько в таком случае ему обломится от общегородского бюджета.

 Вы спросите, почему видный единоросс радуется перспективе получить кусочек Архангельска, если раньше замахивался на целый? Да потому что стать мэром всего города у него шансов с гулькин... короче, нос. На последних выборах я провёл «фокус-группу» среди соседей по лестничной клетке. Вполне репрезентативная подбора получилась - военные пенсионеры, домохозяйка, учительница начальных классов, администратор бара и тп. Так вот, никто мечтательно глаза не закатывал, вожделенно не вздыхал: «Ах, Эрни!», в лучшем случае, что-то слышали, но уже не помнят, что.

 Другое дело, Соломбала, прикормленная областным депутатом, тамошние бабушки за него. Но что тогда получается? Большой Архангельск будет поделён на несколько маленьких Архангельсков со своими бюджетами, «царьками», «боярами» (депутатами) и «опричниками» (чиновничьим аппаратом). И все они своим карьерным благополучием будут обязаны не «смердам» (нам, избирателям), а «императору» (губернатору), на его интерес, прежде всего, работать и будут. Почему? Читайте жирный шрифт...

 Ещё Белокоровин утверждает, что, якобы, население готово отказаться от прямых выборов мэра и депутатов, что их вполне устроит предложенная схема назначения. Да ну?! Если кого она и устроит, то только тех, кому нет смысла на выборы даже заявляться. Пример тому наши последние губернаторы - Михальчук и Орлов. Шансов пройти через прямое голосование у того и другого было ноль целых хрен десятых. А так прислали из Москвы, а мы четыре года мучайся.

 И вообще, предлагаемая реформа, прежде всего, на руку слабым губернаторам, воющим с сильными градоначальниками. Причём изначально задумывалась она для городов-миллионников, к которым Архангельск не относится по определению. Однако кому-то эта схема показалась очень перспективной...

 ...догадаетесь с одного раза - кому?

 

Леонид Черток  

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Январь 2022 (189)
Декабрь 2021 (406)
Ноябрь 2021 (353)
Октябрь 2021 (354)
Сентябрь 2021 (365)
Август 2021 (366)



Деньги


все материалы
«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Top.Mail.Ru
Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20