Противостояние губернаторов и глав городов не такая уж и новость в современной России. Например, у наших соседей в Республике Карелия мэр Петрозаводска Галина Ширшова уверенно набирает очки в противостоянии с Александром Худилайненом, таким же слабым назначенцем-губернатором, как и архангельский Орлов. И вообще, ситуация весьма и весьма напоминает нашу - против своенравной леди-мэра инициируются какие-то дела, насылаются проверки, финансирование столицы республики регулярно сокращается. А вот что пишет о самом губернаторе авторитетное издание федерального уровня Moscow Post: «Худилайнен просто-напросто не дает денег столице региона»... «господин Худилайнен назначен президентом, и поддержка населением губернатора незначительна. Более того, чиновник умудрился за два года увеличить госдолг до 3 миллиардов рублей! Государственный долг республики в этом году превысил 17 миллиардов рублей (за 1 год на 4 миллиарда!!!)!». Согласитесь, как будто про нас писано.
В Архангельской области самые острые противоречия тоже возникли между мэром областной столицы и губернатором. Напомню, что в своё время Виктор Павленко получил поддержку от только что назначенного руководить Поморьем бывшего мэра Якутска Ильи Михальчука, за которым тянулся длинный шлейф коррупционных дел. Якутский хитрован наивно посчитал, что ставит на главный город региона «своего»... и обмишурился. На первом месте у Павленко оказались интересы Архангельска и его жителей, проблемы с разрушенной за многие годы городской инфраструктурой, на восстановление которой требуются очень большие деньги, которые область давать и отказывается. Впрочем, об этом уже столько написано, и не только мной, что не вижу большого смысла повторяться...
Кстати, не только мэр Архангельска оказался неуступчивым в отношениях с нынешней областной властью. Норов показывает и его новодвинский коллега Владимир Белоглазов, также входящий в число критиков обсуждаемого закона. Отвечая на претензии областной прокуратуры на тему неисполнения решений по расселению ветхого жилья, глава города бумажников ответил более чем резко:
- Моего предшественника Попова отстранили, по-моему, всего лишь за неисполнение шести судебных решений. Тогда меня надо в наказание к пожизненному заключению приговорить. Как исполнять судебные решения, если весь бюджет Новодвинска - 846 млн рублей. Из этой суммы около 700 млн рублей идет на содержание системы образования и аппарата мэрии. Это не то, что бюджет развития, это даже не бюджет выживания! Мы подсчитали, сколько надо Новодвинску на полноценное исполнение всех муниципальных полномочий - 4 млрд рублей ежегодно!
Вот вам и готовый кандидат в ближний круг врагов, который создаёт вокруг себя губернатор Орлов! Заодно отмечу, что упомянутый Белоглазовым Попов тот самый независимый депутат Архблсобрания, выступивший на первых слушаниях с резкой критикой 136-го закона в его архангельской интерпретации. Получается, что два мэра, бывший и действующий, прекрасно понимают друг друга. Зато не понимает их губернатор, играющий свою игру...
Так что нам принесёт пресловутый закон? Вот его основные тезисы:
- глава муниципалитета будет избираться депутатами представительного органа, исполнительный орган - местную администрацию будет возглавлять «сити-менеджер», контракт с которым заключается по итогам конкурса. Состав конкурсной комиссии формируется наполовину депутатами представительного органа, наполовину - губернатором региона;
- наряду с существующими (и неотменяемыми) вводится новый вид муниципального образования - городской округ с внутригородским делением. Проще говоря, город, являясь муниципальным образованием, может быть разделен на более мелкие муниципалитеты - районы;
- в случае создания внутригородских районов, за ними закрепляется перечень вопросов местного значения, и соответствующие полномочия по их решению;
- определяются самостоятельные источники доходов бюджетов и состав имущества внутригородских районов;
- во внутригородских районах формируются собственные представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
То есть, таким образом, губернатор получает абсолютно управляемых глав МО, к тому же по гроб жизни ему обязанных - одни за карьерный рост, другие за сохранение в должности. О размерах такой благодарности мы с вами можем только фантазировать...
О том, чем обернётся дробление города на районы с отдельным бюджетом и штатом управленцев, проще всего прочитать в материале «Много маленьких царьков» по этому адресу - http://www.rusnord.ru/2014/1/33580.
Но есть моменты, которые мы ещё не обсуждали. Например, в случае принятия «орловского» варианта закона (именно такой и нравится нашему губернатору), мы больше не сможем инициировать отзыв депутатов, не оправдавших доверие избирателей. Правда, я таких случаев на практике не припомню, но именно такое право в теории содействовало развитию гражданского общества, о зачаточной форме которого так любят сокрушаться на самом верху вертикали власти. Только представьте, насколько актуальна эта форма индульгенции на фоне только одного процесса над бывшим депутатом Алексеем Пеунковым, обвиняемым в организации заказных убийств.
А вот ещё, с позволения сказать, нововведение. По замыслу разработчиков, одобренному с областного верха, председатель Горсовета будет трудиться только на непостоянной основе. Этакий любитель-общественник, этакий старший по этажу в многоквартирном доме. Я таким был в конце 80-х... пару раз за год подмёл у мусоропровода, поставил жильцам на вид, и за занудство был с успехом переизбран. Точно так будет выглядеть, с таким же рвением трудится и глава городских депутатов, чьи полномочия и авторитет собираются помножить на ноль.
А ещё помножат на ноль главу города, чьи властные полномочия, обязанности и ответственность будут размыты причудливым образом. Помноженными на ноль окажемся и мы, избиратели, конкретно - наше конституционное право выбирать и быть избранными. О нашем мнении по более мелким вопросам я уже и не говорю...
Редакция ИА «RUSNORD» просит считать данный материал официальным журналистским запросом к публичным слушаниям закона по реформе местного самоуправления в Архангельской области.
Леонид Черток