Информация получена в рамках реализации полномочий Минрегиона России, предусмотренных законодательством Российской Федерации и отнесенных к его ведению.
Анализ уровня жизни населения показал, что величина прожиточного минимума по состоянию на 21 сентября 2006 года в среднем по субъектам Российской Федерации возросла по сравнению с февралем 2006 года на 15 %. Значительное увеличение величины прожиточного минимума отмечено в Корякском (87,7%) и Таймырском (Долгано-Ненецком) (30%) автономных округах, Смоленской области (27%).
В третьем квартале 2006 года суммарная просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2005 года в 56 субъектах Российской Федерации, что положительно характеризует социальную обстановку в данных регионах. Динамика по данному показателю крайне нестабильна, от снижения на 81,6% (Республика Саха (Якутия), до увеличения объемов задолженности на 28% (Республика Адыгея). Также следует отметить, что данный вопрос находится во внимании глав администраций таких субъектов Российской Федерации как, - Московская, Астраханская, Пензенская области, Республика Северная Осетия-Алания.
За 9 месяцев 2006 года во всех регионах отмечен высокий темп роста среднедушевых денежных доходов населения по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, что обусловлено, в значительной мере, повышением уровня заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации приоритетных национальных проектов.
Степень неравномерности распределения благ по среднедушевым денежным доходам населения среди субъектов Российской Федерации по итогам 3 квартала 2006 года сократилась на 1,5% по отношению ко 2 кварталу 2006 года и составила 9,4 раза (минимальные в Республике Ингушетия - 2517,6 рублей, максимальные - в Ямало-Ненецком автономном округе - 23856 рублей, без учета г. Москвы). Несмотря на общий рост денежных доходов населения, в Республике Ингушетия и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе они не превышают величину прожиточного минимума.
В сентябре 2006 г. отмечено замедление роста цен, которое обусловлено сезонным удешевлением плодоовощной продукции на 11%, снижением цен на сахар на 3,0%, снижением тарифов на услуги пассажирского транспорта на 2,5%.
В сентябре 2006 г. в 35 субъектах РФ (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен превысил 7,2% по отношению к декабрю 2005 года. Наибольший рост цен и тарифов отмечен в Новгородской области - 10,1%, Республика Саха (Якутии) - 9%.
По данным МВД России, необходимо обратить внимание на принятие мер по профилактике преступности в таких субъектах Российской Федерации как: Еврейская автономная область, Сахалинская, Архангельская, Камчатская, Амурская, Челябинская, Читинская, Иркутская области, Республика Коми, Хабаровский край, где по прогнозным оценкам по состоянию на 3 квартал 2006 года сложился наибольший удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними (от общего числа выявленных лиц).
Индекс промышленного производства в январе-сентябре 2006г. по сравнению с январем-сентябрем 2005г. составил 104,2%. Наибольшие темпы роста промышленного производства с начала 2006 года наблюдаются в Калининградской (164,9 %), Сахалинской, Московской, Ленинградской областях, г. Москве, Агинском Бурятском автономном округе, Приморском крае - более 120 %. Спад промышленного производства от 1% до 10 % отмечен в Амурской, Камчатской, Томской областях, г. Санкт-Петербурге, Пермском крае, Республиках Алтай и Дагестан, Еврейской автономной области, более 10 % - Республиках Ингушетия, Северная Осетия, Калмыкия, Хабаровском крае, Магаданской области, Усть-Ордынском Бурятском, Чукотском и Корякском автономных округах.
В настоящее время экономика России находится в состоянии инвестиционного подъема. Почти 80% инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями обрабатывающих производств, планируется закончить в 2006-2008 годах. Анализ более 1000 инвестиционных проектов в сфере промышленного строительства, финансируемых за счет российского и иностранного капитала, показал, что объем инвестиций в проекты распределен достаточно равномерно (данные Росстата). В целом наиболее активные регионы по количеству реализуемых инвестиционных проектов - это Северо-Западный и Центральный федеральные округа.
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2006 году стабильно растут во всех субъектах Российской Федерации.
Состав группы регионов, в основном формирующих налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, остается неизменным - гг. Москва и Санкт-Петербург, Московская, Самарская и Свердловская области, республики Башкортостан и Татарстан, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. В январе-сентябре 2006 года в этих субъектах собрано 61,15% всех налогов и сборов.
Доля финансовой помощи в расходах бюджетов субъектов Российской Федерации в среднем по Российской Федерации составляет 18,54%. Вместе с тем по уровню дотационности региональных бюджетов по итогам 3 квартала 2006 года лидируют следующие субъекты Российской Федерации: Республика Ингушетия (94,13%о), Республика Дагестан (91,88%), Чеченская Республика (88,63%), Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (88,09%), Кабардино-Балкарская Республика (87,31%), Коми-Пермяцкий автономный округ (86,56%), Республика Алтай (84,19%), Республика Тыва (81,77%), что свидетельствует о низкой обеспеченности собственными доходами.
В январе-сентябре 2006 года 83 субъекта Российской Федерации исполнили консолидированные бюджеты с профицитом.
В анализируемом периоде отношение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации к доходам консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет в среднем по Российской Федерации 32,73%.
Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации объем задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации кратно превышает доходы бюджета: Республика Калмыкия (6,3 раза), Читинская область (1,5 раза).
Рассмотрение вопроса финансового обеспечения территориального развития напрямую связано с вопросами организации бюджетных отношений между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в части разграничения бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределения и перераспределения последних между федеральным бюджетом, бюджетами субъекта Федерации и местными бюджетами.
Администрации субъектов Российской Федерации должны также предпринимать меры по увеличению доходной базы регионов, создавать условия для привлечения инвестиций, разрабатывать стратегии социально-экономического развития.
Несмотря на низкую обеспеченность собственными доходами в республиках Южного федерального округа отмечается высокий уровень естественного прироста населения, а в регионах-донорах - низкий (за исключением Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов).
Это свидетельствует о том, что регионы с низким уровнем рождаемости в будущем столкнутся с проблемой недостаточного кадрового потенциала и будут вынуждены пополнять трудовые ресурсы за счет мигрантов, сообщает пресс-служба министерства регионального развития РФ.