Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

"В тундре жлобы не выживают". Конституционный суд впервые встал на защиту прав коренных малочисленных народов Севера

Сегодня 28 мая 2019 года состоялось провозглашение Постановления Конституционного Суда по делу о правах коренных малочисленных народов.  Это беспрецедентное и, очень резонансное дело, сразу привлекло внимание общественности и журналистов.  Впервые в стенах  Конституционного Суда столь колоритная, мощная фигура, представитель коренных народов Севера Долган Геннадий Щукин, с открытым запросом на самоидентификацию, с откровенным, со слезами на глазах, посланием высшей судебной власти России – «Помогите, мы исчезаем!»

 

В России на сегодняшний день насчитывается 46 коренных малочисленных народов, из которых 40 – народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Конституция РФ призывает гарантировать права коренных народов в соответствии с общепризнанными мировыми стандартами (статья 69). При этом мировое сообщество достаточно давно признало интересы коренных народов важной ценностью мировой цивилизации, об этом, в частности говориться в Конвенции МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», Декларации ООН о правах коренных народов, а также в других международных документах.

Согласно Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

В России интерес к коренным народам актуализировался в 2019 году в связи с первым в истории Конституционного Суда РФ делом о защите прав коренных малочисленных народов.

Это дело берет свое начало в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, где свою жизнедеятельность ведут общины коренных малочисленных народов нескольких северных национальностей.

Так, в 2014 году председатель семейной родовой общины коренного малочисленного народа Долган «Амяксин» (Медведь) и по совместительству президент местной Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Геннадий Кириллович Щукин разъяснил председателям общин о том что, существующая испокон веков практика добычи продуктов охоты уполномоченным общиной охотником из расчета на всех членов общины гарантирована правом и может свободно применятся в практике общин.

Такой правовой основой, по мнению Щукина, является статья 19 Федерального закона «Об охоте…», которая к субъектному составу традиционной охоты относит не только лиц коренных малочисленных народов, но и их общины (часть 1). Указывает на свободный (без разрешения) режим осуществления охоты в рамках установленного лимита (часть 2). И предусматривает два варианта использования продукции охоты: для личного потребления и для реализации (часть 3).

Однако применяемый общинами режим традиционной охоты посредством уполномоченного охотника в силу определенных причин заинтересовал правоохранительные органа, а давший соответствующие разъяснения Г.К. Щукин и реализовавшие эти разъяснения уполномоченные охотники стали фигурантами уголовных дел, возбужденных по основанию незаконной охоты, совершенной группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 258 Уголовного кодекса РФ).

В дальнейшем уголовные дела в отношении охотников с их согласия были прекращены вследствие истечения срока давности уголовного преследования.

Однако, Геннадий Щукин осознавал явную историческую несправедливость (традиционная охота коренных народов таким способом велась с незапамятных времен), и поэтому в отличие от уполномоченных охотников, не согласился на прекращение своего уголовного дела, желая восстановления исторической правды и оправдания своего имени.

В итоге в 2017 году в отношении Г.К. Щукина был вынесен обвинительный приговор, который был оставлен в силе судами апелляционной и кассационной инстанции. По мнению судов, статья 19 Федерального закона «Об охоте…» предполагает, что право традиционной охоты может осуществляться лишь индивидуально каждым лицом из числа коренных малочисленных народов, и не может быть осуществлено посредством уполномоченного общиной охотника.

Надежда оставалась только на Конституционный Суд, который может оценивать закон и практику его применения на соответствие Конституции России. Однако, до этого Конституционный Суд еще не принимал к рассмотрению дела, непосредственно касающиеся прав коренных малочисленных народов. Поэтому, по словам Геннадия Щукина, после получения извещения о принятии жалобы к производству он с надеждой на правду и справедливость разнес эту весточку по всей тундре.

В состоявшемся 16 апреля 2019 года заседании Конституционного Суда РФ Г.К. Щукин рассказал о трагической истории своей семьи, как образе коренных народов Севера, подвергшихся в свое время принудительной ассимиляции. Также заявитель-долган выразил надежду на конституционную защиту, рассказав о том, что по давно сказанным словам его матери, «у русских есть бумага, которая сильно поможет… это Конституция…».

Выступление Геннадия Щукина с трибуны Конституционного Суда было пронзительным и откровенным, простым и честным. Так не принято говорить сегодня. К таким словам утратили интерес. От них стараются защититься. Повсюду приветствуется формальный подход и сложившаяся беспроблемная практика, следуя которой, будете услышаны. Но не на этот раз.  Некоторые отрывки из выступления Геннадия Щукина сразу стали цитироваться:

 

  • Красноярский край устанавливает лимиты, квоты для коренных народов, для личного пользования, кому – сколько, на одного человека. Но есть люди, особенно, престарелые, женщины, дети, инвалиды, которые ограничены в доступе к биоресурсам, так как нет у них:  ни оружия, ни всего необходимого, чтоб добыть эти ресурсы.
  • В общинах есть охотники, которые добывают пищу для всех. Так было у нас испокон веков. Мы всегда несли куски мяса или рыбы нашим старикам, женщинам, которые нуждались в пище. Иначе было бы так, как в 30-х года,. когда почти вся семья умерла от голода. Спаслась только моя мама.
  • Эти обычаи мы всегда соблюдаем. Иначе как малый народ, мы исчезнем.
  • В тундре  жаждущие наживы, не выживают, поэтому там крепость людей, родственных связей очень сильна.
  • Сам я родился в 1962 году в семье оленеводов. Помню, мне было лет семь или восемь, когда бабушка Марья нас всех собрала, чтобы ехать в поселок. Собрали всех домашних оленей. Нас, маленьких, привязали к саням, чтоб мы не выпали. Когда мы привели туда оленей, началась бойня. Домашних оленей всех зарезали.
  • Когда начали резать моих оленей, четыре важенки, которых мне подарила бабушка, я кинулся в драку, но моих отца и маму наказали за то, что воспитали плохого человека. А я сказал, что я защищал своих оленей.
  • Всех детей тогда собрали, посадили на самолет,  привезли в город. Национальную одежду при нас порвали, всех подстригли на лысо,  меня мыли каким-то жутким мылом, обливали со шланга. Дали одежду, которую мы ни разу не одевали. Но за счет подзатыльников, я все – таки надел ее.
  • Мы много раз убегали из интерната, надеясь добежать до поселка. Не знали, что до стойбища почти четыреста километров. Нас изловили, построили в линейку и сказали, что если еще раз убежим, наших родителей арестуют.
  • Наш организм имеет сильный иммунитет за счет рыбы и мяса. Без них мы будем умирать. Недавно в интернате дети просили, чтобы в их меню включали рыбу и мясо. Дети едят мясо тайком, им привозят его родители. Зимой они вывешивают мясо за форточку, вечером, когда все уходят, кушают,  чтобы поддержать силы и иммунитет традиционной пищей, и это продолжается - по сей день.
  • Мы свою продукцию сдавали предпринимателю по 60 рублей за килограмм.  А сахар он нам продавал за 120 рублей. Одна бочка бензина стоила 25 тысяч. А так как денег не было, мы ему поставляли мясо.
  • Но потом мы узнали, что есть другие предприниматели и цены. И стали отдавать мясо по 120 рублей. Это немножко укрепило бюджет. Мы мешками стали покупать продукты. Новые предприниматели давали нам в кредит снегоходы, моторные лодки.
  •  Это не понравилось предпринимателю, который давал за мясо 60 рублей. Он подал заявление в полицию. Полиция начала преследования и в 2014 году три общины были задержаны, и возбуждены уголовные дела.
  • Когда я получил письмо от судей, я эту весточку разнес по всей тундре! Вся тундра обрадовалась, что Конституционный Суд  рассмотрит нашу жалобу. А слово «рассмотрит» для нас уже, как щит от беспредела, который творится там.
  • Все народы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера ожидают правду, что мы есть.
  • И теперь я стою здесь перед вами в уверенности, что большая часть моего пути и пути моей мамы здесь и закончится.
  • Извините за эти слезы, это слезы моей мамы, я также плакал в первой судебной инстанции, но там были холодные лица судей и прокурора, которые просто смотрели в пустоту, не на  меня.
  • В городе, где Аврора дала залп новой жизни, я уверен, что вы дадите новую жизнь нашим северным народам!

 

            Подготовивший конституционную жалобу и представлявший Г.К. Щукина в Конституционном Суде адвокат Владимир Цвиль отметил, что «элементы самобытности коренных малочисленных народов это не только защищаемый правом интерес меньшинства, но и надправовая социально-биологическая и цивилизационная ценность, выражающаяся в исторически сложившемся образе жизни отдельных групп человечества, который отражает естественное сосуществование природы и человека, позволяет адаптироваться к сложным природно-климатическим условиям, автономно и экологично обеспечивать жизнь и природопользование в этих условиях».

При этом, как указал адвокат, права коренных народов, следуя общей закрепленной в преамбуле российской Конституции идее преемственности и взаимной ответственности поколений, выполняют трансляционную функцию сохранения, передачи и развития опыта, мудрости и философии коренных народов сквозь поколения.

Кроме того, на основании международных норм и стандартов позиция заявителя основывалась на том, что одним из фундаментальных законных интересов коренных малочисленных народов является их право на традиционное природопользование, как основа традиционного образа жизни, хозяйствования и жизнеобеспечения.

В качестве основного довода адвокат Цвиль отметил, что смысл статьи 19 Федерального закона «Об охоте…», как предполагающий в силу сложившейся правоприменительной практики возможность только личной добычи охотничьих ресурсов, «лишает соответствующих гарантий тех лиц из числа коренных малочисленных народов, которые по объективным причинам не могут непосредственно участвовать в процессе охоты. Во-первых, это субъекты, которые фактически не могут лично охотиться в силу физиологических причин, как правило, из-за возраста или состояния здоровья.  Во-вторых, это субъекты, которые учитывая положения Федеральных законов «Об охоте…» и «Об оружии», - юридически не имеют права охотиться по причине отсутствия статуса охотника и права приобретения, хранения и ношения оружия, что может быть обусловлено, как вышеуказанными физиологическими причинами, так и традиционным для коренных малочисленных народов разделением труда, в частности, внутрисемейным разделением труда между мужчиной и женщиной».

На основании данных и других доводов позиция заявителя состояла в нарушении примененным законом международных стандартов прав коренных народов, конституционных принципов равенства и недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, блокировании возможности и обязанности взаимной детско-родительской и семейно-родовой заботы, а также других конституционных идей.

 

 В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что следует признать ст. 19 ФЗ «Об охоте…» не противоречащей Конституции России,  так как она предполагает, что каждый член общины вне зависимости от наличия у него статуса охотника может поручить вести охоту одному из членов общины.  Выявленный конституционно-правовой смысл ст. 19 ФЗ «Об охоте…»  является общеобязательным. Дело Геннадия Щукина в контексте выявленного конституционно-правового смысла подлежит пересмотру.

 

 В качестве первых комментариев этого решения представитель заявителя адвокат Владимир Цвиль отметил его знаковый характер, «поскольку естественные интересы коренных малочисленных народов достаточно долгое время находились в глубокой тени прав и интересов большинства». Адвокат подчеркнул, что «права коренных народов это важная часть культурного многообразия и исторического наследия человечества, поскольку это веками сложившийся способ жизнеобеспечения в суровых природно-климатических условиях. И этот пласт цивилизационного разнообразия нельзя терять, его нужно поддерживать».

Елена Ломова

 








Вы оказались в сложной жизненной ситуации? Никак не можете найти выход из сложившихся обстоятельств? Чувствуете себя подавленной и разбитой? Помощь психолога поможет вам разобраться в себе, навести порядок в жизни и начать верить в светлое будущее.


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Сентябрь 2019 (142)
Август 2019 (241)
Июль 2019 (251)
Июнь 2019 (246)
Май 2019 (239)
Апрель 2019 (250)



Деньги


все материалы
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20