Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Архангельск - не Афины. Слово в защиту 25-рублевых ПАЗиков

У нас опять кипят страсти вокруг внутригородского проезда.

Началось с Северодвинска, где автобусный билет стал стоить 25 рублей вместо 22-х. Так и до нас дойдёт, подумали архангелогородцы и забеспокоились.

Народный гнев усугубило то, что власти региона не скрывают – новый ценник продавлен непосредственно перевозчиками, которые вообще хотели поднять его до 35 рублей за поездку. Мотивация такая: «Повышение стоимости перевозки обусловлено обновлением автопарка и использованием больших низкопольных автобусов, а также увеличением стоимости горюче-смазочных материалов и расходов на эксплуатацию автобусов и повышением заработной платы персонала» (с официального портала областной администрации)

Помните, сколько стоит в Москве одна поездка на метро (самом востребованном в мегаполисе транспорте)? А когда-то пятачок - прожил с такой ценой с раннего социалистического детства до капиталистической зрелости. То есть, цены на проезд не повышались больше 30 лет. Думаете, это нормально в условиях постоянно развивающейся экономики?

С метро, кстати, особый случай. Еще в середине 80-х работники метрополитена объяснили любопытным киношникам, что поднимать проезд до десяти копеек просто нерентабельно - дороже обойдётся замена пропускных турникетов или введение специальных жетонов. Плюс, конечно, пресловутое «социальное равенство». Помню, как в середине 80-х смешной трёхкопеечный проезд в трамвае подняли до пяти копеек и какой недовольный бухтёж потом стоял в общественном транспорте – «сволочи-старпёры, водки вам мало, на проездных копейках решили заработать». Робкие интеллигентные возгласы в духе «государству нужно помогать» немедленно подавляли простым, но солёным пролетарским словцом.

Осенью 92-го я был на съёмках в Петропавловске-Камчатском. Так там просто отменили плату за проезд, автобусы ездили в чистый убыток муниципалитету (можете представить регулярность их рейсов). Брать пять копеек было уже смешно (да и мелочь ушла из оборота), а поднимать цену на билет ещё мужества не хватало - как перешагнуть через последнее завоевание социализма?

Но вернёмся в Архангельск, в день сегодняшний. Насколько я помню, в первый мой приезд сюда летом 2000-го билет в частный ПАЗик стоил 6 рублей, в муниципальные автобусы на рубль меньше. Да, скачок цен значительный. Но и проезд на такси «по городу» тогда стоил 25 рублей против сегодняшних 90. А уж квартиры… вообще смешно сказать – приличную «двушку» в центре можно было сторговать за 8-10 тысяч долларов. Так что всё в этом мире относительно, господа. Тем более, если нам обещают постепенно поменять парк автобусов. Тогда это вообще практически инвестиция в будущее (выполнят или обманут – отдельная тема).

Давайте рассмотрим ситуацию здраво. Примем на веру, что окупаемость ПАЗиков начинается с 25-ти рублей, а больших автобусов с 35-ти. Скорее всего, в эти суммы входит оплата труда водителей и кондукторов (диспетчеров и механиков оставим за кадром, с ними пассажир напрямую не общается). Знаете, наверное, сколько к представителям этих профессий претензий: и «Шансон» слушают, и с культурой речи проблемы (особенно с падежами), и даже во время движения ухитряются фильмы смотреть по смартфонам. Можно набрать других? Можно! Выпускников САФУ. С окладами от 80 тысяч рублей и выше. Согласны оплатить эту разницу? Вот и не бухтите. Безупречный сервис во всём мире денег стоит.

Есть, конечно, другой путь – переложить разницу на плечи бюджетов. Но тогда не плачьте по сокращению других социальных статей и расходов. Вдолбите себе в голову – дешевый проезд из области социалистических химер, которые никогда не вернутся. Поверьте, сразу легче жить станет.

Тем более, что чаще всего вы садитесь автобус, когда едете туда, где зарабатываете деньги. Вот для пенсионеров неплохо было бы ввести бесплатный проезд. Что уже сделано в Архангельске и Северодвинске (начиная с 70-ти лет). Почти уверен, возрастной порог будет снижен после общего увеличения сроков выхода на пенсию.

Для тех, кому цена в 25 рублей кажется чем-то неподъёмным, сообщаю – в Греции, которая в долгах, как шелках, где за заработной платой в 300-400 евро надо ещё побегать, автобусный билет стоит 1.20. Тоже в евро. Арифметикой владеете? Почувствуйте разницу.

Конечно, в связи с повышением цены на билет стоило бы автобусникам выпускать машины на линию и после 21.00. При этом можно сделать гибкий тариф - всё равно клиенту будет выгоднее, чем вызывать такси. И сделать что-то похожее на дальние маршруты. Согласитесь, ездить по центру города или везти пассажиров в Маймаксу – две большие разницы для владельцев автобусов. Но уверен - до этого дело дойдёт в рабочем порядке.

Хотя мне-то какая наплевать? Я на автобусах с сентября 2004-го не езжу.

Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (311)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20