Эксперты отмечают общероссийскую тенденцию 2016 года – принятие экономически обоснованных тарифов на пассажирские перевозки по городским маршрутам.
В марте Комитет по тарифам республики Татарстан повысил стоимость проезда в общественном транспорте Казани с 20 до 25 рублей или на 25%. 14 июня повысились цены на проезд в государственных автобусах ГУП «Башавтотранс» в Уфе. Теперь проезд стоить 25 рублей. Таким образом, для пассажиров стоимость проезда увеличилась больше чем на треть - почти на 38%.
С начала года тарифы на услуги пассажирских автобусов выросли в Оренбурге, Брянске, Ростове-на-Дону, Братске, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске и Биробиджане. Повышение тарифа связано с ростом цен на энергоносители, а также применением новых норм законодательства, включая страхование пассажиров, и увеличением ставок транспортного налога.
В Хабаровске помимо повышения стоимости проезда на городском автобусе с 20 до 23 рублей введен «вечерний тариф» в 30 рублей для оплаты поездок после 21.00. Обусловлено это тем, что убытки предприятий транспорта составляют почти 560 млн. рублей.
Руководство муниципального предприятия в Нижнем Новгороде предложило внести на рассмотрение вопрос об увеличении стоимости разового проезда в автобусе до 25 рублей, так как убыточность МП «Нижегородпассажиравтотранс» каждый месяц составляет около 60 млн. рублей.
В ряде регионов власти идут на прямое субсидирование частных перевозчиков, стремясь сохранить единый тариф на общественном транспорте. Так в Омске для четырех транспортных предприятий, использующих ЛиАЗы и ПАЗы, новый тариф составил от 22,74 руб. до 23,59 руб. за одну поездку. Однако пассажирам билет пока обойдется в 18 рублей, как на маршрутах муниципальных автобусов, поскольку разницу перевозчикам возместит городской бюджет. При этом региональная казна по предельному тарифу будет выплачивать перевозчикам компенсации за льготников.
Кроме того, с вступлением в силу норм 220-го федерального закона, во многих регионах России вводится разделение на маршруты с регулируемым и не регулируемым тарифом, и дифференциация платы за проезд в зависимости от протяженности поездки. Так в Смоленске стоимость проезда на автобусах с 1 февраля выросла на 2 рубля, но уже со 2 апреля на маршрутах, протяженностью свыше 15 километров она стала равно 20 руб. – рост на 33%. Тогда же мэр Смоленска подписал постановление, согласно которому на 35-ти городских маршрутах общественного транспорта из 36 тариф на проезд будут устанавливать перевозчики, а не городские власти.
- Опыт самых разных регионов России, имеющих разные бюджетные возможности, свидетельствует, что без экономической поддержки со стороны государства, развитие общественного транспорта невозможно. При этом разумная тарифная политика местных властей вместе с относительной свободой в ценообразовании в итоге ведут к активному обновлению парка автотранспортных предприятий, и как следствие, повышению качества услуг на рынке пассажирских перевозок, - отметил председатель Совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей Попов.