Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Ни шагу вперёд. Рецензия на фильм «28 панфиловцев» Дружинина/Шальопы

Очень обидно заканчивать киногод на ИА RUSNORD явной творческой неудачей. Но такова жизнь… если в плане показов, фестивалей, популяризации отечественного фильмопроизводства на ТВ год российского кино в принципе удался, то по части новинок в прокате он, мягко говоря, очень и очень средний. Да вы сами загляните в соответствующую рубрику на нашем сайте и всё станет ясно.

Сразу со всей ответственностью заявляю – не имею никого желания рассматривать правдивость истории (или легенды) подвига панфиловцев. Ибо рос под песню – «Их было только 28, А за спиной была Москва», даже исполнял её на детских утренниках (громко, но фальшиво). То же самое и с подвигом Зои Космодемьянской, то, что её сдали немцам родные колхознички, я узнал ещё в школе от фронтовика, освобождавшего Петрищево. Что нисколько не затмевает её нимба великомученицы, прошедшей через ад перед смертью. Ну, а то, что в тыл к врагу посылали вчерашних школьниц с проблемами здоровья… удивительно, как в той ситуации, что была у нашей родины зимой 41-го, туда не забрасывали пятиклассников со связками гранат.

Да, я знаю, сколько осталось в той войне безымянных героев, мы практически ничего не знаем об единичных точках сопротивления лета-осени первого года войны. «… и пять гранат на 23 бойца» - слова из старой бардовской песни, представляете, какой сюжет за ними? Но кто-то мне может доказать, что награды панфиловцев были отняты у конкретные людей, более их достойных? Если нет, то дальше мне неинтересно, история получилась такая, что мы в неё играли. Даже в армии на танковом полигоне.

Поэтому смотрим фильм. Кино, «которое ждали», с трудной судьбой. Сначала собирали деньги, как на народное. Скинулись рекордно, но всё равно копейки по киношным меркам. Потом очухалось государство и включилось в финансирование. Ау, кто-нибудь из здравомыслящих верит, что наш российский агитпроп отказал патриотической затее такого уровня? Слишком много и подробно о злосчастных перипетиях рассказывали в печати и «по ящику». А потом, как по заказу, скандал с исторической правдой. Я его помню в перестроечные времена, тогда такого ажиотажа не было, мало ли что на войне происходило. Сколько бойцов грудью ложилось на немецкие пулемёты, а народным героем стать выпало только Саше Матросову. Дедушка супруги, командовавший на войне взводом понтонёров, всегда жалел, что рядом с одной из его переправ не оказалось писателя уровня Симонова или Михалкова. Ходить бы и ему с Героем… а так за Днепр получил «только» «Красное знамя». А то, что после панфиловцев сотни ложились с гранатами под танка… такова «логистика» той войны, без этого могли не сдюжить. Думаете, немцы подвигов не совершали? Нам о них просто не рассказывают.

Ожиданий было много даже у меня, соответствующих промоушну. 28 бойцов-героев, причём разных национальностей – это 28 неординарных характеров, 28 личностей, за каждым своя история. Самое интересное для зрителя и читателя, это когда у ординарного, ничем не выделяющегося человека в минуту серьёзного испытания проявляется стойкость и характер богатыря. «Духовитые», в тюрьме их так называют, легенды про таких слагают. В советском кино такие были, вспомните, хотя бы, «Хронику пикирующего бомбардировщика» или «На войне так на войне», абсолютные, на мой взгляд, шедевры военной темы.

Но в «28 панфиловцах» мы видим не характеры, а целлулоид. Вечный балагур просто обязан совершить подвиг, иначе, для чего Твардовский «Тёркина» писал? Для этого и приглашён самый узнаваемый из всех участников проекта «Рома Шилов» («Ментовские войны»). А остальные? Каждый из них произносит две-три фразы, желательно с шуткой, но без перца. Нет, автор рецензии сам категорически против мата на экране. Но я не верю, что в минуты короткого перекура перед очередной лавиной огня люди говорят цитатами и лозунгами. Не верю, и всё! Тем более удивительно, что казахи из сорок первого года говорят так, как будто за плечами каждого минимум три курса филфака Алма-атинского универа. А как же «да я простой пастух из степи»? Просто загадки генетики…

Сразу бросается в глаза, что на экране собрали всех артистов азиатской внешности, присутствующих в современном российском кинематографе. И каждый говорит, что очень хочет жить. Но каждый готов при этом умереть за родину. Рыцари без страха и упрёка, за которыми просто скучно наблюдать, потому что даже их подвиги предсказуемы.

Впрочем, первая часть фильма, подготовка к подвигу, ещё ничего. Тяжелая работа, рытьё окопов, обучение, что называется, с колёс, та самая правда, о которой я слышал от фронтовиков. Увы, в кино она попадает редко. Мой отец, начавший войну под Вязьмой и закончивший в Праге, всегда отказывался от участия в военных картинах, отшучиваясь, что ему не заплатят, как консультанту. Хотя дело было совсем в другом, он поработал на «Двое в степи» у Эфроса, ему на всю оставшуюся профессиональную жизнь хватило.

Но и это в обсуждаемой картине не обошлось без проколов. К чему солдаты из 41-года обсуждают подробности фильма «Семь самураев», снятых японцем Куросавой где-то к концу 50-х, за точной датой лень лезть в поисковик? Чтобы зритель окончательно убедился, что всё, происходящее на экране, несерьёзно? «Спасибо» создателям ленты за такую прививку от патриотизма.

Где-то читал, что в «28 панфиловцах» почти не использовалась компьютерная графика, только комбинированный съёмки. А вот не надо ля-ля, я ещё в состоянии отличить рукотворный макет танка от нарисованного. Да и простое знание арифметики, при их бюджете такую армаду самоходного игрового реквизита не потянуть ни финансовой, ни технически.

В итоге получилась очередная компьютерная стрелялка с характерными для этого жанра ошибками. Кто рассказал этим творцам, что при попадании артиллерийского снаряда люди, стоящие рядом, разлетаются в разные стороны? Такой эффект происходит только при попадании авиабомбы, нам на «Батальонах просят огня» это доходчиво объяснили консультанты, прошедшие войну.

Или совсем уж странный эпизод в конце фильма, когда немецкие танки выстроились в ряд чуть вдали от места основной баталии, и офицер вермахта безмолвно смотрит, как советский пулемёт методично, как в тире, косит ряды его атакующих соотечественников. Такое впечатление, что сейчас тяжело вздохнёт, скомандует – «все назад, возвращаемся в Берлин!», на том война и кончится.

Нет, я всё понимаю. В нынешней ситуации, не только, кстати, финансовой, снять масштабное кино по типу «Освобождения» не просто архисложно, но и вряд ли оправдано. Потому что не даст ожидаемого эффекта (не говоря о сборах), нынешнее поколение не так интересуется историей Великой Отечественной (кстати, я уверен, что по той же причине в моё время мало снимали об Отечественной войне 1812 года). В конце концов, основные вехи и события давно художественно зафиксированы для действительно интересующихся, остаётся развитие характеров. Однако вопреки обещанному и востребованному мы получаем на замену некоего коллективного героя, до крайности неуклюжего. Ей-богу, каменные статуи панфиловцев, что в конце картины, намного реалистичней, а, главное, живее.

Не обошлось без классической фразы политрука Клочкова (говорил или тоже журналистская придумка, не суть важно) – «За нами Москва, ни шагу назад!».

Назад не пошли… но в военном кино и вперёд ни на шаг не продвинулись. Обидно.

Леонид Черток  


Добавление комментария

  • Имя:

  • E-Mail:

  • Комментарий:

  • Введите код:

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Август 2017 (142)
Июль 2017 (220)
Июнь 2017 (231)
Май 2017 (198)
Апрель 2017 (241)
Март 2017 (249)





Деньги


все материалы
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Яндекс.Метрика
Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано ФС по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.