Недавно в правительстве РФ состоялось совещание, посвященное разработке арктических территорий. Глава Министерства по развитию Дальнего Востока, и Арктики Алексей Чиркунов рассказал о текущем состоянии и перспективах Северного морского пути. Он назвал Севморпуть «проектом поколения» и сообщил, что за последние 5 лет грузопоток по этой водной транспортной артерии увеличился в 5 раз. К 2024 г. планируется достичь показателя в 80 млн тонн грузов в год. А к 2030 г. — преодолеть значение в 150 или даже 200 млн тонн. Основу грузооборота по Севморпути будут составлять нефть и газ. Как, собственно, и сейчас. Поэтому неудивительно, что тема развития этого транспортного коридора регулярно поднимается практически на всех нефтегазовых выставках, включая ведущий отраслевой Промышленно-энергетический форум TNF.
Первоочередной задачей по развитию Северного морского пути является синхронизация работы предприятий и инвестиционных проектов, которые направлены на его использование и расширение мощностей. На протяжении всего маршрута необходимо создать или модернизировать базы промежуточного транспортно-логистического обеспечения. Речь идет в первую очередь о портах Мурманск, Тикси, Певек.
Большое значение имеет не только непосредственно морская инфраструктура, но ее эффективное взаимодействие с наземными транспортными путями. Поэтому параллельно с развитием Севморпути планируется реализация проекта Северного широтного хода — железнодорожной магистрали, которая соединит Северную железную дорогу со Свердловской и свяжет между собой западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа.
Еще одна фундаментальная задача, которую предстоит решить, — это постройка современного коммерческого флота. Технология морской транспортировки сжиженного газа сравнима по сложности с космическими полетами. Аналогичные трудности возникают и в случае перевозки нефти танкерами через арктические моря. Всего на текущий момент планируется добавить 55 грузовых судов ледового класса, в том числе 10 — для внутрироссийских транспортировок. Также объявлено о создании к 2030 году еще 6 атомных ледоколов проекта 22220 в дополнение к трем уже строящимся.
Не менее актуальной проблемой является безопасность арктических грузоперевозок. Сегодня никто в мире, кроме России, не возит нефть и газ через Северный Ледовитый океан. Сложность такой логистики неизбежно повышает риски возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому к 2024 году общее количество судов аварийно-спасательного флота будет доведено до 24. Также проблемами безопасности будут заниматься крупные центры МЧС в Певеке, Сабетте, Диксоне и Тикси.
Вопросы логистики продукции нефтегазовой индустрии становятся все более актуальными в свете быстро меняющейся мировой конъюнктуры. На ближайшей нефтегазовой выставке TNF 2022, которая пройдет 20–22 сентября, много времени будет посвящено диверсификации поставок сырья и продуктов переработки по новым маршрутам.